Рационализация жизни, подчинение ее усредненно-трезвому разуму, практицизму впервые в буржуазном обществе привели к осознанию дефицита культурно-гуманистических основ, что и предопределило романтические поиски источников духовного обновления.
Таким образом, мы вновь возвращаемся к очерченной выше диалектике духовного процесса, сопоставляя теперь уже контекст духовной культуры и ее фазы с судьбами художественного развития.
Чудесное в своей внезапности, дионисическое искусство позволяет черпать новые ориентиры в неиссякаемой мудрости природного бытия.
Как уже не раз было отмечено в критических исследованиях, эстетическая теория Ницше несет на себе явный отпечаток иррационализма его общефилософских взглядов.
Кризис классического рационализма, который в тот момент переживала эпоха и глашатаями которого явились Шопенгауэр и Ницше, захватил все сферы культуры. Девальвация идеалов, утрата общезначимых ориентиров, субъективизм в отношении ценностей - все требовало радикального пересмотра социального порядка, поиска новой духовной опоры.
Одним из стимулов преобразований в художественной сфере были постоянно возрастающие требования как к познавательно-оценочной стороне искусства (функция адаптации), так и к его коммуникативным возможностям. Эти мотивы предопределяли самые неожиданные взрывы и поиски в способах и средствах художественного выражения, обращение к художественному опыту и наследию отдаленных эпох, активный внутри художественный синтез.
Все это может дать и дают не только логические усилия, но и интуитивно-подсознательная сфера с необозримым резервом своих возможностей. Эта сфера не просто отпечатывается в произведении искусства, но в своем переплетении и взаимопереходе с рационально-осознанным составляет имманентную, субстанциальную черту последнего.
Отсюда и культивирование эмоционально-чувственных сторон, форм игровой деятельности, разносторонних приемов общения. В культуре поэтому на каждом историческом этапе есть много такого, что не растворяется в логике, не исчерпывается ею. В этом проявляется изоморфность содержания культуры целостному содержанию человека как духовного и природного существа.
Общая направленность культурного процесса движется по пути освоения неизведанных, нерациональных сторон бытия к расширению горизонтов рациональности, то социальные факторы действуют не столь однозначно.
Для выявления имеющихся связей необходимо идти по пути более точной дифференциации социально-психологических процессов в истории. Прав Б. Д. Парыгин, подчеркивающий, что общественное настроение нельзя сводить только к оптимизму или пессимизму.
Периоды такой ломки и пересмотра бытующих форм - это процессы интенсивнейших поисков и брожения в общественном сознании и психологии. От относительной устойчивости все формы духовной жизни переходят в экстатическое состояние.