Автор: Вероника Гертц | Категория: Культура
Разве не исказило бы оно своей сущности, если бы перестало быть запечатленным единством духовного и материального, желаемого и необходимого, прекрасного и полезного - одним словом, жизни и красоты в их изначальной сращенности и принципиальной неделимости.
Присущая народному искусству идеализация ничего общего не имеет с эстетизмом, но в существе своем противоположна ему. В основе ее - порыв к жизни яркой и радостной.
Жизнь, достигшая силы и полноты своего проявления, - только она одна достойна, согласно неписаным законам народной эстетики, быть предметом художественного оформления: искусство собирает урожай жизни, а не ее недород. Народное искусство при всей своей вездесущности избирательно по отношению к действительности; его избирательность - это избирательность идеала, обретающего себя в самой жизни. Никуда не деться от той истины, что в основе народной эстетики - жизнелюбие: восторг и упоение жизнью в момент ее высшего расцвета и чрезмерной, иногда непомерной красоты, которая завораживает и жжет, но это - пламя самой жизни.
Страстный порыв к жизни, одушевляющий народное искусство, достигает порой такой эмоциональной обнаженности, что заботы о формальной красоте отходят на задний план.
← Повышенная экспрессия жизни | Бытовое искусство → |
---|