Автор: Ибрагим Солнцев | Категория: Культура
В сущности, само понятие целостного анализа, - продолжает он далее, - должно по отношению к современному композиторскому творчеству измениться, расшириться. Разумеется, анализ нотных текстов по-прежнему остается существенным элементом исследования, но, поскольку само творчество современных композиторов нередко вырывается за пределы нотной графики, элемент этот зачастую может теперь выпадать.
То, к чему в этом смысле пришла современная композиторская музыка, издавна существовало в фольклоре.
Заведомо упрощая и даже несколько вульгаризируя, можно сказать, что нотная фиксация европейского стандарта зиждется на трех китах - на стабильной, равномерно темперированной звуковысотности, на более или менее упорядоченной метроритмике и на универсальной концепции опуса - законченного и обособленного музыкального произведения. Как только уплывает один из трех китов, начинает улетучиваться и доверие к нотным текстам. В фольклоре, где мы сплошь и рядом встречаемся с не темперированным строем, где ритмическая свобода порой граничит с ритмической неупорядоченностью или по крайней мере с заведомой не квадратностью метроритмики, где, наконец, полностью отсутствует установка на опус, любые нотные фиксации становятся принципиально неадекватными, не схватывающими сущность запечатляемого факта.
← Нотный анализ | Акустический анализ и звуки → |
---|