Автор: Лидия Степанова | Категория: Культура
Ограничиться простой констатацией принадлежности мифа к фольклорной культуре - значит не сказать очень многого, и, по сути дела, самого важного и основного. Ведь при этом миф и фольклор по-прежнему могут казаться соединенными лишь внешней связкой, объемлющей существующие сами по себе и равнодушные к этому объединению единичности.
По отношению к фольклорной культуре миф является чем-то неизмеримо большим, нежели отдельной - первоначальной и преходящей - стадиальной и жанровой формой ее эволюции. Но чем же именно?
Это ключевой вопрос для понимания сущности и природы фольклора.
По-видимому, у Потебни нет прямых, текстуально неопровержимых ответов на этот вопрос. Однако логика развития его мысли приводит к заключению, что мифическое миросозерцание, в чем бы оно ни выражалось: в слове и сказании или в вещественном памятнике, обычае и обряде, является питательным истоком и непосредственной реальностью фольклорного искусства.
Дело в том, что уже в древнейшем мифе была заключена - до поры до времени скрытая - ересь: в мифе образ и значение различны: иносказательность образа существует, хотя самим субъектом не осознается.
← Первоначально расстояние между образом и значением | Мифическое мышление → |
---|