Автор: Лидия Степанова | Категория: Культура
Мифология как способ мышления и миросозерцания, адекватный естественным отношениям, была материнским лоном фольклора. Только полное сознание разнородности образа и значения может привести к окончательному разложению мифического миросозерцания.
Между тем фольклор, высвобождая образ как язык искусства из плена мифического сознания, даже в своих относительно поздних формах не эмансипирует его до конца. В результате возникает некое состояние более или менее устойчивого динамического равновесия двух по сути своей нераздельных и неслиянных начал образного мышления - одновременно и отталкивающих и притягивающих друг друга. Между ними устанавливаются не столько компромиссные, сколько комплиментарные отношения. При этом следует иметь в виду, что речь идет о той внутренней взаимодополняемости, на которой основано всякое естественное единство, уже начавшее выделять внутри себя различия, но еще не вполне осознавшее их как разнородные начала и, стало быть, еще не обособившее их.
Тут заключен парадокс, а точнее говоря, диалектический момент фольклора так трудно уловимый для здравого смысла с его банальными представлениями о логической корректности, побуждающими к дилемме: миф или фольклор?
← Формы проявления массовой художественной инициативы | Первоначально расстояние между образом и значением → |
---|