Автор: Ирина Барышникова | Категория: Культура
Ее эстетико-культурный смысл убедительно раскрыл М. М. Бахтин в статье Эпос и роман. Для эпического мировоззрения начало, первый, зачинатель, предок, бывший раньше и т. п., - пишет он, - не чисто временные, а ценностно-временные категории, это ценностно-временная превосходная степень, которая реализуется как в отношении людей, так и в отношении всех вещей и явлений эпического мира: в этом прошлом - все хорошо и все существенно хорошее (первое) - только в этом прошлом.
Эпическое абсолютное прошлое является единственным источником и началом всего хорошего и для последующих времен.
Последнее замечание существенно тем, что оно подразумевает актуальную ценностную связь между прошлым и настоящим: в свете эпического мировоззрения подлинную ценность и значительность в настоящем приобретает только то, что приобщено к прошлому. Таким образом, прошлое становится центром человеческой ориентации во времени и в мире. Это дает основание говорить о нем как об абсолютном прошлом. Как центр ценностной ориентации, оно осуществляет свою активность посредством традиции, передаваемой по памяти. Здесь мы подходим к чрезвычайно важному моменту, касающемуся внутренней связи между традиционным сознанием и эпическим мировоззрением как категориями фольклорной культуры. В сущности, это - тождественные категории.
← Эпичность - признак традиционности | Абсолютное прошлое → |
---|