Автор: Максим Коноплев | Категория: Культура
Примерно в том же духе высказывался и Гегель. С переориентацией эстетики искусства с воздействия на само произведение одновременно происходит и отказ от риторической традиции либо оттеснение ее на второй план. Отход от риторики явно обнаруживается уже у Канта.
Правда, в его каноне изящных искусств, представленном в его Критике способности суждения, еще упоминается красноречие. Однако это упоминание скорее дань традиции. Сам Кант высказал совершенно недвусмысленно свою негативную оценку риторики в подстрочных комментариях, говоря о ней как о манипулятивном намерении искусства уговаривать, т. е. обманывать красивой видимостью (ars oratoria). Гегель исключает красноречие из пантеона пяти изящных искусств.
Для него поэтическое произведение нацелено на представление и наслаждение прекрасным: цель и свершение находятся здесь непосредственно и потому самостоятельно в готовом произведении, и художественная деятельность - это не средство для получения результата, выпадающего вовне, а цель, которая в своем выполнении непосредственно смыкается сама с собой. В противоположность этому в красноречии искусство получает лишь место вспомогательного украшения; его подлинная цель не имеет ни малейшего отношения к искусству как таковому, - это цель практического свойства, поучение, наставление, решение правовых вопросов, государственных дел и т. д.
← Поэтика и эстетика искусства | Философия изящных искусств → |
---|