Автор: Евгений Мраморов | Категория: Искусство
Никого не смущала ни множественность начал мира, ни то, что вместо реального хлеба в гробницу клали его изображение или просто писали само слово «хлеб». Хлеб настоящий, нарисованный, символически отображенный, хлеб в воображении - все суть одно и то же, все существует как реальный хлеб.
Реальность древнего мира универсальна в том смысле, что в ней на равных уживаются и вещь, и мысль о вещи. Почва для расцвета искусства вспахана. Нас и сейчас поражают архаическая скульптура и архитектура, их весомость и масштабность. Дальнейший прогресс в искусстве все время членит и синтезирует реальность, делает ее более многомерной и богатой. Уходя все дальше и дальше, искусство обязательно оглядывается назад. Наконец, последние изобретения XX века - кино и телевидение. Столь разные явления искусства - египетские пирамиды и кино - можно все же сравнить между собой и найти много общего. Общего именно в эстетическом воздействии на зрителя. Как древнеегипетские ансамбли, так и кинематограф обладают безграничными возможностями влияния на восприятие.
Огромная внушающая сила кино впечатляет. На экране всегда создается иллюзия движения зрителя внутри художественного пространства. Хочется привести слова кинорежиссера Всеволода Пудовкина: «Зритель каждый раз как бы ставит себя на место объектива съемочного аппарата, то приближаясь, то отдаляясь от снятого объекта. Если бы мы заменили психическую координацию зрителя относительно изображения координацией его пространственной относительно снимавшегося объекта, мы увидели бы режиссера, твердо держащим посетителя кинотеатра за шиворот и последовательно поднимающим его то над городом на высоту аэроплана, то отдергивающим от него на некоторое расстояние, чтобы иметь возможность показать его целиком».
Режиссер фиксирует жизнь такой, какова она есть (ведь игра актера -тоже жизнь, а не изображение), и, монтируя кадры, он «держит зрителя за шиворот».
← Внушающая сила кино | Целостность искусства → |
---|