Автор: Евгений Мраморов | Категория: Искусство
В следующем разделе пойдет речь об архитектуре сначала в таком понимании, чтобы затем перейти к разговору об архитектуре настоящей - из камня, бетона и стекла.
В первые послереволюционные годы в классах архитектурного факультета ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) появился худенький парень в солдатских обмотках. Это был Григорий Крутиков. Через три года он стал архитектором, выполнив свой дипломный проект - разработку летающего города. Ни до него, ни после таких дипломных проектов не было. Он - одинок в истории искусства, этот проект-диплом.
Каждый новый этап развития искусства привносит и новые поиски, и дерзновенные проекты - прорывы в будущее. Без таких дерзаний нет искусства. Мир мечты и мир творчества очень сближаются в искусстве (ведь город -тоже произведение искусства).
Истинную суть проекта Крутикова поняли далеко не сразу, дипломника отнюдь не только хвалили. В газетах тех лет даже появились заметки о «пустопорожнем» мечтательстве архитектора, тогда как страна нуждается в реальной архитектуре, крепко стоящей на земле. По-настоящему оценили проект только сейчас. Отметим, что тяга к «полету» является вообще очень давней мечтой архитектора. А сейчас появляются реальные предпосылки сделать здания летающими. Но надо ли им летать?
Поставим вопрос иначе. Если даже и будут летать здания, то будут ли их называть архитектурой, не превратятся ли они в обыкновенные средства передвижения?
Григорий Крутиков, спроектировав свой город, по сути, уже вышел за пределы архитектуры. Опередив время, автор так и не нашел сферы приложения своей мечте, мечта осталась лишь проектом. Сейчас же, когда футурология в науке и искусстве оживилась, вновь появляется множество проектов городов будущего плавающих, летающих, висячих и т. п. Но насколько они - архитектура?
← Мир мечты и мир архитектуры | Художественная реальность фильма → |
---|