Автор: Евгений Мраморов | Категория: Искусство
Полтора часа просмотра киноленты создают художественную реальность, впечатление встречи жизни с жизнью. Особенно заметна такая жизнеспособность кино, когда фильм «постареет» и станет частью прошлого. Именно так встречаемся мы с Чаплиным, Черкасовым, Шукшиным и другими. Это уже реальная, а не условная жизнь. С экрана на нас смотрит живой Шукшин, а не его изображение.
Но режиссер может и прямо использовать изобразительные средства мифа. Зачем же художнику понадобился миф? Использование образной выразительности мифа зачастую служит культурной преемственности. Миф - идеальная модель изначального единства искусств. В первобытном синкретизме (нерасчлененности) ищут свой идеал и современные художники. Конечно, ищут по-разному, мы об этом еще будем говорить. Наконец, миф - это тот нижний предел культуры, за которым ее еще попросту нет, это самое глубокое измерение культуры, самая древняя ее мера, что также нельзя сбрасывать со счетов.
О мифологической образности говорят, когда обычные средства выразительности в искусстве - метафора, аллегория, символ или живописное изображение - воспринимаются читателем или зрителем буквально как живые (вспомните портрет Дориана Грея). К такому образу зритель подчас относится как к собеседнику, вступает с ним в прямой диалог.
Отношение человека и мира в мифе уподобляется отношениям между людьми, а не между человеком и предметным миром, это отношение «Я» и «Ты», которое зачастую используется для истолкования нравственных отношений.
Конечно, автор далек от мысли искать прямые связи морального сознания и мифологии. Таких связей в действительности нет. Но тем не менее такие связи являются эффективным художественным приемом, если они специально создаются автором, осмысляются и интерпретируются как своеобразный эстетический аналог общественных отношений.
← Отношение человека и мира в мифе | Внушающая сила кино → |
---|