Автор: Мария Новикова | Категория: Искусство
Скульптурный ансамбль лишен обычной фронтальности, уже пьедестал встречает зрителя острием ребристых граней. На развитом основании постамента в спиралевидном движении расположены фигуры, символизирующие образы героев национально-освободительной борьбы, социалистической революции, мирного строительства первых лет пятилеток.
Образ исторически конкретен. Поэтому ансамбль при всей мемориальное даже несколько театрален. Эта черта и придает ему органичность вписанности в городскую среду. Пройдемся по Сумской улице несколько ниже. По дороге мы увидим целый ряд зданий, фасады которых украшены фигурами-эмблемами. Улица по-своему театральна. Памятник же напоминает монументальную мизансцену, «сыгранную» в граните и бронзе. Образ поэта Украины живет сложной жизнью как исторических реминисценций, так и будней города. Архитектура образа строится еще на более сложном социокультурном фоне. Это своеобразный монументально-театральный ансамбль культуры, созданный скульптором М. Г. Манизером.
Обратимся к более давнему произведению искусства - фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, в анализе которой нас будет интересовать аспект динамики художественного образа. Композиция целиком посвящена библейскому сюжету, однако авторское толкование выходит за его рамки.
Образы вполне реалистичны, фигуры освещены сбоку из одной точки, как это можно было бы наблюдать в реальном интерьере. Но посмотрите, что происходит с ними! Нарисованные фигуры как бы выходят в реальное пространство архитектуры, и зритель чувствует себя участником вершащегося на его глазах действа. Но и эти же образы вдруг по законам перспективных сокращений как бы выходят за пределы интерьера, интерьера нарисованного и реального.
Визуальная динамика художественного образа, подчиняясь ритмам убывающей в глубину перспективы интерьерной сцены, как бы выносит художественное действие в необъятный мир пейзажа, изображенного в проемах стены.
← Визуальная динамика художественного образа | Мир мечты и мир архитектуры → |
---|