Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Отношение человека и мира в мифе

Автор: Евгений Мраморов | Категория: Искусство

Как известно, человек выступает в мифе обыкновенной вещью среди всех других вещей природы. Человек и его мир еще не вычленены из реальности. Здесь попросту нет разницы между личностью и вещью, пассивной реальностью и субъектом действия. Миф - настолько одушевление всего сущего, насколько и его обезличивание. Как же вписывается в столь узкие, неудобные рамки нравственность? Ведь человеку, свободно осуществляющему свой выбор в человеческом мире, попросту нечего делать в мире мифологических представлений.

Как ни парадоксально, но как раз мифологическое сознание может выступать своеобразным измерением, предельной меркой человеческой нравственности. Меркой, конечно, выработанной в художественной структуре произведений искусства, а не взятой напрокат из философско-эстетических спекуляций по поводу мифа вообще. Вся привлекательность мифа для художника состоит в его универсальном оборотничестве (человек - это всегда вещь, а вещь - это всегда человек). Художник, перебрав все возможные виды и типы отражения реальности, начинает видеть в архаике особую простоту, завершенность, «исконную» красоту. Если художник этот - модернист, он только играет в миф, а не живет в нем как первобытный автор росписей в пещерах Тассили. Но вот к мифу обращается художник-реалист. Зачем ему понадобился миф?
У К. Маркса есть интересное образное описание товарного фетишизма, когда вещь превращается в субъект, руководящий человеком-марионеткой, человеком-вещью. Обыкновенный стул, например, «не только стоит на земле всеми своими четырьмя ножками, но становится перед лицом всех других товаров на голову, и эта его деревянная башка порождает причуды, в которых гораздо более удивительного, чем если бы стол пустился по собственному почину танцевать». Буржуазное общество отчуждает от человека его сущность, отнимает духовность, низводит его до уровня мертвой вещи среди вещей, а вещь наделяет мощью совокупного человеческого труда, угасшего в его привлекательной вещественности.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Социальная система

Ведь художественная культура должна постоянно не только отвечать…

Основополагающее значение понимания сущности

Основополагающее значение для понимания сущности и специфики того…

Сознание или иной взгляд на жизнь

Тщательное наблюдение обнаружило гораздо более глубокое, нежели…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…