Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Отношение человека и мира в мифе

Автор: Евгений Мраморов | Категория: Искусство

Как известно, человек выступает в мифе обыкновенной вещью среди всех других вещей природы. Человек и его мир еще не вычленены из реальности. Здесь попросту нет разницы между личностью и вещью, пассивной реальностью и субъектом действия. Миф - настолько одушевление всего сущего, насколько и его обезличивание. Как же вписывается в столь узкие, неудобные рамки нравственность? Ведь человеку, свободно осуществляющему свой выбор в человеческом мире, попросту нечего делать в мире мифологических представлений.

Как ни парадоксально, но как раз мифологическое сознание может выступать своеобразным измерением, предельной меркой человеческой нравственности. Меркой, конечно, выработанной в художественной структуре произведений искусства, а не взятой напрокат из философско-эстетических спекуляций по поводу мифа вообще. Вся привлекательность мифа для художника состоит в его универсальном оборотничестве (человек - это всегда вещь, а вещь - это всегда человек). Художник, перебрав все возможные виды и типы отражения реальности, начинает видеть в архаике особую простоту, завершенность, «исконную» красоту. Если художник этот - модернист, он только играет в миф, а не живет в нем как первобытный автор росписей в пещерах Тассили. Но вот к мифу обращается художник-реалист. Зачем ему понадобился миф?
У К. Маркса есть интересное образное описание товарного фетишизма, когда вещь превращается в субъект, руководящий человеком-марионеткой, человеком-вещью. Обыкновенный стул, например, «не только стоит на земле всеми своими четырьмя ножками, но становится перед лицом всех других товаров на голову, и эта его деревянная башка порождает причуды, в которых гораздо более удивительного, чем если бы стол пустился по собственному почину танцевать». Буржуазное общество отчуждает от человека его сущность, отнимает духовность, низводит его до уровня мертвой вещи среди вещей, а вещь наделяет мощью совокупного человеческого труда, угасшего в его привлекательной вещественности.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Понятие видимости в эстетике немецкого идеализма

Однако при всем понятийном экспансионизме, который таит в себе…

Разработка эстетического понятия искусства

Возросшему общественному значению искусства соответствовало…

Изящное искусство

Движение в первом случае происходит именно по законам развития:…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…