Автор: Виталий Сверлов | Категория: Культура
Забегая вперед, отметим и другой показательный факт: ведущее положение литературы в середине XIX в. проявляется не только в ее влиянии на виды искусств, близкие по своему методу реализму, но и в воздействии на совершенно непохожие художественные течения, к примеру на искусство позднего романтизма.
Интересно, что крупнейший композитор-романтик Р. Вагнер, добившийся исключительных возможностей воздействия оперы, будучи реформатором этого жанра и его теоретиком, видел в развившихся способах выражения литературы немалый резерв и признавался в заимствовании некоторых ее приемов: Форма сценического изображения стала определеннейшим образом применяться к требованиям и особенностям сюжета и заключенных в нем ситуаций. На самую ткань моей музыки, на сплетение и разветвление тематических мотивов, это обстоятельство, всецело обусловленное природою поэтического предмета, имело совершенно исключительное влияние.
Можно отметить и типологическую общность в этот период и в способах выражения литературы и живописи. Найденные литературой приемы были подхвачены и развиты в жанре бытовой картины, портрета с их вниманием к отдельной детали на фоне обилия персонажей (к примеру, Товарищество передвижников), воспроизведением действия, движения, развития.
← Установки на испытание | Литературоцентристская ориентация видов искусств → |
---|