Автор: Сергей Данко | Категория: Культура
Все это может дать и дают не только логические усилия, но и интуитивно-подсознательная сфера с необозримым резервом своих возможностей. Эта сфера не просто отпечатывается в произведении искусства, но в своем переплетении и взаимопереходе с рационально-осознанным составляет имманентную, субстанциальную черту последнего.
Мало, однако, определить единство этих противоположных сил как субстрат художественного образа, важно проследить историческую динамику этого единства, его культурные функции.
Феноменология художественного развития, если, как и движение духовного процесса мы попытаемся осветить ее через взаимопереплетение полюсов рациональное - нерациональное, изобилует фактами несбалансированного развития, выраженными колебаниями то в сторону интенсивных экспериментов в области языка, формы, разрушения устаревших критериев, то в сторону более или менее устойчивого алгоритма, художественного воспроизводства в русле общепринятого метода. При этом надо отдавать отчет и в том, что в этой смене ролевых качеств искусство не только выступало эхом общих процессов в культуре, но и само было источником преобразований в других формах духовного производства, нередко раньше других проигрывало на своей территории новые идеи, подходы и типы умонастроений.
← Стимулы преобразований | Творческий характер культуры → |
---|