Автор: Сергей Данко | Категория: Культура
Чудесное в своей внезапности, дионисическое искусство позволяет черпать новые ориентиры в неиссякаемой мудрости природного бытия.
Как уже не раз было отмечено в критических исследованиях, эстетическая теория Ницше несет на себе явный отпечаток иррационализма его общефилософских взглядов.
Выявляя в искусстве силу, родственную скрытой мудрости бытия, философ обнаруживал эту близость лишь в плане иррационально-трагических сторон. Отсюда и пессимизм, и элитарность его социологических воззрений, отразивших кризис буржуазной методологии. Вместе с тем берущее начало еще у романтиков наблюдение о специфических формах противоборства в художественно-культурном развитии интуиции и дискуссии представляет несомненный интерес.
На широком историческом материале в пределах больших длительностей закономерности взаимодействия этих двух начал проявляются особенно осязаемо: с одной стороны, выделяются периоды относительно мирного сосуществования этих противоположностей, с другой - выделяются этапы, резко порывающие с размеренной устойчивостью, отрицающие предшествующий период, приоритет рациональности и утверждающие культ вымысла, стихии, природно-импульсивного.
← Процесс развертывания форм капитализма | Кризис классического рационализма → |
---|