Автор: Виталий Сверлов | Категория: Культура
Не случайно поэтому именно музыка с ее эмоциональностью, неизобразительной природой, глубоко личностным воздействием занимает здесь ведущее положение, мыслится как чистое выражение духовного начала, составляющего сущность искусства.
В повествовательно-изобразительных формах драматического спектакля, картины, скульптуры, романа романтизм чувствовал себя скованным, заземленным. Невыразимость и безотчетность музыкальных страстей романтики культивировали во всех видах искусств: это проявилось и во влиянии музыки на ослабление сюжетного начала в литературе (Новалис, Сенанкур), насыщении поэзии музыкальностью римтов и интонаций (музыкаленное слово), приемах лиризации драматургии В. Гюго, готизации архитектуры, которая в силу своей пластической определенности ставилась романтиками на низшую ступень иерархии искусств.
Сама музыка часто становилась предметом литературного отражения (новеллы Кавалер Глюк, Дон Жуан, диалог Поэт и композитор из Серапионовых братьев Гофмана). Поэтический лиризм, интимное чувство пронизывают и романтическую живопись.
← Стихийность выражения бушующих чувств | Поиски идеального духовного содержания → |
---|