Автор: Сергей Данко | Категория: Культура
Одним из стимулов преобразований в художественной сфере были постоянно возрастающие требования как к познавательно-оценочной стороне искусства (функция адаптации), так и к его коммуникативным возможностям. Эти мотивы предопределяли самые неожиданные взрывы и поиски в способах и средствах художественного выражения, обращение к художественному опыту и наследию отдаленных эпох, активный внутри художественный синтез.
Таким образом, аполлоновское и дионисическое начала в культуре и искусстве существовали и были осознаны намного раньше появления этих обозначений у Ницше и нашли отражение в противопоставлении интуиции и дискурсий. Сейчас уже нет сомнений относительно отражения этими понятиями реальных процессов в искусстве, социальной психологии и культуре в целом, однако остаются разногласия относительно толкования их содержания.
Поводом для разработки специфики двух начал - дионисического и аполлоновского - явилось стремление Ницше дать объяснение современным ему процессам в культуре и искусстве. По-своему интерпретируя шиллеровскую эстетическую концепцию преобразования мира (Искусство способно залечить ту рану, которую нанесла человеку культура), Ницше экстраполирует свою теорию на современность, утверждая, что ныне социокультурная ситуация вновь провоцирует пробуждение дионисического духа.
← Кризис классического рационализма | Феноменология художественного развития → |
---|