Автор: Виталий Сверлов | Категория: Культура
Плавные переходы, полутона дают возможность говорить о поющем пейзаже в картинах Фридриха. Стихийность выражения бушующих чувств, хаос страстей, эмоциональная напряженность, присущие произведениям Жерико и Делакруа, сближают их с музыкой.
Музыка, оставшаяся полностью собой, выйдя за пределы своей первичной стихии, нашла в себе силы для великого самопожертвования: владея собой, поднявшись над собой, она протянула спасительную руку другим искусствам. Она показала, что может быть сердцем, объединяющим голову и члены, - писал Р. Вагнер.
Не случайно, что именно в период романтизма, эпоху концентрации определенной выразительной специфики, теоретическое самосознание художественной культуры начинает пользоваться понятиями, которые прежде обозначали лишь видовое свойство, специфическое отличие отдельного искусства. Так, от романтиков, остро противопоставивших изобразительность и выразительность в искусстве, берет начало дилемма: пластичность или живописность. Братья А. и Ф. Шлегели ввели в оборот эти понятия для противопоставления исполненного гармонии и меры классического античного искусства современным формам художественного творчества с их субъективизмом и чрезмерностью.
← Приемы освоения мира | Невыразимость и безотчетность музыкальных страстей → |
---|