Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон представил широкой публике альбом с гравированными иллюстрациями, который назывался «Первая книга форм рокайль и картель», многие мастера архитектурного искусства решили украшать павильоны искусственными раковинами и прочими атрибутами морской тематики.
Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня, пантомимические и драматические действа, основанные па принципе импровизационно-бытовой игры, наивная и примитивная живопись и скульптура - все это вместе взятое составляет нерегулярное и все стилевое творчество художников массового досуга, которые создают самодеятельное искусство, выпадающее как из фольклорной, так и из академической традиции - и развивающееся по своим собственным законам.
В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией, примыкая к ней, существует поэзия индивидуальная,- писал Гете.
Индивидуальная поэзия размыкает ограниченный круг традиционных представлений народа.
Повышенная экспрессия жизни, присущая народному переживанию красоты и воли, нередко разрешается мелодраматизмом, экзотикой и вообще эстетикой необычного и преизбыточного.
Разве не исказило бы оно своей сущности, если бы перестало быть запечатленным единством духовного и материального, желаемого и необходимого, прекрасного и полезного - одним словом, жизни и красоты в их изначальной сращенности и принципиальной неделимости.
Фольклорное искусство является бытовым художеством; и совершенно естественно, что для народной эстетики гораздо важнее то, как искусство врастает в почвенные глубины жизни, приноравливаясь к быту и освещаясь его практическими требованиями, нежели то, как оно вырастает из жизни наружу и существует уже само по себе, становясь самодостаточной ценностью.
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился духовной потребностью. В союзе с созидательными силами природы человек создавал высокую красоту своей души, которую он запечатлевал в искусстве, неотделимом от быта и труда. Художественность входила в жизнь и способствовала ее расцвету. Она была не только символом, но и самой реальностью творческого преображения жизни. Обычный комок глины принимал форму сосуда, ткань расцветала рукотворной радугой.
С точки зрения причинно-следственной связи искусство празднично прежде всего потому, что заключает в себе момент преображения.
Именно преображение рождает феноменологию праздничности, а не наоборот. Становится понятным, почему искусство может культивировать праздничность даже вне праздника: оно само - чудо преображения.
И сама двумирность праздника, где новое хохочет в глаза старому, есть не что иное, как эстетически переосмысленная двумирность языческого обряда, который начинался с того, что заставал человека на пороге двойного бытия (ср., например, обряд инициации); М. М. Бахтин писал о празднике: Все культовое и ограниченное здесь отпало, но осталось всечеловеческое, универсальное и утопическое.
Наиболее адекватной формой воплощения эстетики преображения несомненно является праздник. И это естественно. Ведь преображение всегда связано с актом упразднения, старое состояние мира упраздняется новым, новое - избавляется от старого.
Origam.ru - уникальный проект созданный помочь людям познать прекрасный мир искусства и культуры. На сайте Вы можете найти качественные статьи о известных художниках, деятелей искусства, высказывания известных поэтов. Кроме этого Вы можете посмотреть великолепные работы популярных художников, а также оставить свои комментарии и отзывы к статьям фотографиям.