Автор: Вероника Гертц | Категория: Культура
С точки зрения причинно-следственной связи искусство празднично прежде всего потому, что заключает в себе момент преображения.
Именно преображение рождает феноменологию праздничности, а не наоборот. Становится понятным, почему искусство может культивировать праздничность даже вне праздника: оно само - чудо преображения.
Праздник - далеко не единственная форма самоосуществления и существования фольклорного искусства; мы знаем, что оно возведено на все ступени народного быта - даже труд оборачивается людям нарядной своей стороной; они, по словам Гете, работают не только чтобы жить, но и чтобы наслаждаться жизнью, и даже в труде хотят радоваться ей.
Великое чудо обновления и преображения природы вызывало душевный подъем у тех, кто не отъединял себя от нее, но жил с ней заодно. Умирающая, чтобы возрождаться заново, природа убеждала их в неизбывности жизни, наполняла душу радостью бытия, обостряла ощущение человеческой причастности к вселенскому жизнетворчеству. Человек испытывал восторг перед могучим торжеством жизни - чувство, которое сродни вдохновению.
Человеческий труд, неразрывно связанный с творящей силой естества, озарялся красотой преображающейся жизни.
← Жизнь и духовная потребность | Генезис искусства → |
---|