Автор: Ирина Барышникова | Категория: Культура
Властные и пленительные линии узора слагались в сакральные идеограммы языческого мифа. Собственно, фольклорная иконография никогда не реализует и не может реализовать себя как смыслообраз в стихии чистой изобразительности. Изображаемая вещь только тогда становится вещей - говорит - для фольклорного сознания, когда, графически уплотненная, схематизированная, она находит свое завершение в семантике идеограммы - и предстает как идеограмма.
Таким образом фольклорное изображение изнутри как бы дополняется словом, ибо что такое идеограмма, если не своеобразная форма пиктографического слова? Поистине, в начале фольклорного изображения было слово. Узор - это изображение, плененное словом как идеографическим знаком, символом, эмблемой мифа. И даже потом, слабея памятью, из которой выветривался миф, десакрализируясь, узор, однако, еще долго держал в своем чарующем плену народную иконографию. Он по-прежнему не только оформлял, но и формировал ее образы.
До тех пор пока искусство развивается на собственно фольклорной основе, оно в той или иной степени вынуждено поддерживать и восполнять эмблематическую образность своего смысла % языка тотальной семиотичностью мифа, обряда, наконец, вообще жизни.
← Состояние культуры | Народное восприятие мира как ритма и цикла → |
---|