Автор: Вероника Гертц | Категория: Культура
И сама двумирность праздника, где новое хохочет в глаза старому, есть не что иное, как эстетически переосмысленная двумирность языческого обряда, который начинался с того, что заставал человека на пороге двойного бытия (ср., например, обряд инициации); М. М. Бахтин писал о празднике: Все культовое и ограниченное здесь отпало, но осталось всечеловеческое, универсальное и утопическое.
Итак, преображение - первично, праздничность - вторична и производна от обрядового преображения.
Данное положение существенно тем, что позволяет уточнить вопрос о генетических основах традиционного народного искусства, и в частности о корнях его праздничности. Думается, что целесообразно было бы различать праздничность и праздник. Феноменология праздничности шире празднества как такового; наряду с праздничностью праздника существует праздничность вне празднества. Но это только одна сторона дела. Другая заключается в том, что именно праздничность порождает праздник как наиболее адекватную и развернутую форму проявления своего культурного содержания.
Генезис искусства глубже праздника как такового и даже праздничности вообще. Так же как и праздник, и порой независимо от него, искусство восходит к мировоззренческим психологическим и морфологическим архетипам языческого обряда и преображения.
← Человеческий труд | Праздничный экстаз → |
---|