Автор: Ирина Барышникова | Категория: Культура
Народное восприятие мира как ритма и цикла запечатлелось в многоликом богатстве узорочья традиционной вышивки, резьбы, росписи. Узор - это жизнь, узренная как ритм, формирующий цикличность, придающую единый строй всему сущему многообразию природы.
Ритмический напор, подобно потоку, несет разъятые элементы ее предметной реальности ради того, чтобы соединять их, опять и опять извлекаемых из стихии первородного хаоса в звенья обновляющегося единства, которое разрешается в волшбу узора - в вязь и долготу орнаментального изображения предметов-оборотней.
И мнится, что, пребывая во власти орнаментального движения форм, с пленительной легкостью размыкающего особые и частные границы сущего многообразия мира, предметы утрачивают в этом протеическом изображении свою индивидуальность - но ведь фольклорное сознание и не помышляло о ней. Напротив, оно ориентировало искусство на создание некоего сверх смысла, как бы витающего над очертаниями узора, рожденного из метаморфоз, разыгрываемых предметами-оборотнями. Нетрудно понять, что узор, устремляя каждую плененную им вещь-реалию к переходящему ее пределы смыслу, должен был приобрести значение космического символа.
← Узор - сакральные идеограммы языческого мифа | Игра тяжестями → |
---|