Автор: Вероника Гертц | Категория: Культура
По мере эволюции народной жизни и культуры оно расширялось, углублялось, вовлекало в свой круг социально-исторические явления - одним словом, переосмысливалось но только исподволь и подспудно.
Традиционное народное искусство, отражая переломные моменты в жизни общества и человека, явно тяготело к космической точке зрения, в фокусе которой абсолютное прошлое оборачивалось над временным настоящим - и продолжалось в нем. Это точка зрения - и масштаб - постоянно обновляющейся, по принципу вечного возвращения концов к началам, жизни природы - и заодно с ней человека. Он не выделен из природы как самодеятельный субъект, не выведен из круговорота биокосмического времени в открытую перспективу собственно человеческого, социально-исторического бытия - и стало быть, не индивидуализирован, но представлен именно в отвлеченно-природном, космическом плане.
Вот отчего вместо социально-исторических мотивировок есть во всех народных песнях механические приемы, проглядывают общие пружины, без помощи которых никогда не развивают они своих тем.
← Эстетическая избирательность фольклора | Языческий обряд → |
---|