Автор: Вероника Гертц | Категория: Культура
Может быть, именно здесь с максимальной заостренностью выявляется своеобразие культивируемого народным искусством чувства красоты. В чем секрет этого своеобразия? Разгадка его равнозначна раскрытию генетического кода народной эстетики, заключающего в себе тайну первородства искусства.
Материнским лоном искусства был языческий обряд - бытийственная реализация мифа. Затем оно в своих эстетически специализированных формах выделилось из обряда. Однако народное искусство сохранило генетическую память. Оно унаследовало психологический и морфологический архетип языческого обряда. Само собой разумеется, что народная эстетика, интериоризируя структуру обряда, весьма существенным образом переосмысливала его семантику.
Преображение как категория народной эстетики имеет глубокое миросозерцательное содержание, в основе которого лежит представление о биокосмическом круговороте производительной жизни природы (смена времен года, обсеменение, зачатие, умирание, произрастание и т. п.). Конечно, это исходное понимание бытия и времени как замкнутого и, стало быть, снова и снова повторяющегося цикла метаморфоз, или преображений, не оставалось неизменным.
← Переломные моменты в жизни общества | Кульминационный момент фольклора → |
---|