Автор: Андрей Штохов | Категория: Культура
Такой взгляд характерен и для ряда зарубежных ученых, в частности М. Фуко. Анализируя его раннюю работу Безумие и неразумие: история безумия в классический век, Н. С. Автономова отмечает: Сознание нормального человека раздвигает свои рамки и лишается четких очертаний: безумие и неразумие проявляются уже не как нечто инородное сознанию, а как нечто родственное, с чем сознание может иметь контакт и вести диалог.
Подсознание, по определению Фуко братское и близнецовое другое сознания, является той связкой, через которую чистая и самопрозрачная рефлексивность сочленяется с неясными несамопрозрачными, не приведенными (или в принципе неприводимыми) к умопостигаемой рациональной форме содержания. Подобные мысли высказывает и французский теоретик Ж. Симон, который убежден в необходимости признать культурную эволюцию норм рациональности.
Но складывающиеся в истории новые типы мышления - это лишь одна сторона духовной культуры. Другую ее часть составляет сфера социально-психологических процессов, представляющая исключительную важность для прояснения как продуктивных процессов художественного творчества, так и художественного восприятия. Можно ли обозначить характер динамики социальной психологии в истории?
← Категории психических процессов | Наличие иррациональных пластов в человеческом духе → |
---|