Автор: Андрей Штохов | Категория: Культура
Взаимопереходы искусства с общими духовно-содержательными процессами культуры двойственны: художественное одновременно сводимо и несводимо к нехудожественному. Образный строй искусства дает повод для рациональных обобщений, формирования осознанных идеалов, выявления интересов, ценностей, норм, концепции личности, но вместе с тем специфическая креативная сила искусства не растворяется в этом содержании, а представляет собой нечто гораздо большее, глубоко захватывающее всего человека.
История предстает перед нами во взаимосвязанности различных фаз становления духовной культуры. Всеобщие цели культуры мы видим в развитии самого человека через результаты его деятельности. Если же мы попытаемся выявить тот субстрат, который позволял европейскому человеку, начиная с эпохи Возрождения, умножать свою духовность, то убедимся, что такой основой явилась опора на деятельность сознания. Не умаляя значения интуиции, бессознательного, которые являются участниками культурного развития, постоянно сотрудничают с сознанием в реализации форм духовной жизни, отметим, что до начала XX в. не возникает попыток ни в теории, ни на практике рассмотреть их как центральный источник формирования духовности.
← Методология и конкретные методы | Субстанциальные цели культуры → |
---|