Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура

В категории «культура» Вы можете прочитать интересные материалы о современной культуре и живописи. Мы постарались описать как можно подробнее о современной культуре общества нашего мира. Если Вам интересна тема культурологии человечества то данная категория создана именно для Вас.

Система духовной культуры

Эта многоликость художественного продукта не перечеркивает вместе с тем некоего субстанциального начала искусства, благодаря которому на протяжении веков сохраняется и воспроизводится художественная потребность, также проявляющаяся время от времени новыми гранями.

 
 

Возрождения в духовной культуре

Эти процессы свидетельствуют о постоянно происходящей миграции форм общественного сознания в духовной культуре: акцентирование одних и вытеснение на периферию других. Как следствие реакции на действие внутри культурных и социальных факторов является существование на каждом этапе развития духовной культуры ведущей формы общественного сознания.

 
 

Главные духовные принципы

Искусство тем не менее выступило сферой, где созрели и воплотились главные духовные принципы этой переломной эпохи: гуманизм, утверждение единства человека и природы, реабилитация чувственно воспринимаемого мира. Именно в искусстве как своеобразной идеальной модели смогли в этот период проигрываться и утверждаться зачатки воззрений, взорвавших впоследствии религиозное мировосприятие.

 
 

Поэтика и эстетика искусства

Понятно поэтому, что Мориц, например, выбирает в качестве исходного пункта своего нового концептуального определения эстетики полемику с одним из важнейших принципов эстетики Просвещения - принципом наслаждения как основной задачи и конечной цели любого рода литературы и искусства.

 
 

Ориентация на художественное произведение

Новым и программным было выделение прекрасного и художественного из функциональной связи полезного и внешне целесообразного. Завершенность предмета в самом себе, а тем самым и совершенство произведения искусства Мориц понимает как его внутреннюю целесообразность. По существу, внутренняя целесообразность Морица смыкается с кантовской целесообразностью без цели.

 
 

Автономность художественного произведения

Классическая эстетика, провозгласившая автономность художественного произведения, никогда не отвергала полностью соотнесенности его с воспринимающим субъектом. Эта соотнесенность всегда домысливалась, хотя в отдельных случаях ее проявления у Морица или у Гете и отличались известной противоречивостью.

 
 

Картина действительности

Еще молодой Гете выступал против жесткого подчинения искусства моральным идеям, считая, что искусство и литература способны на большее, чем на простую передачу моральных норм, поскольку такая концепция уменьшала бы действительные возможности воздействия искусства. Для Гете в центре стояла всеохватывающая картина действительности, создаваемая литературой.

 
 

Религиозная картина мира

Тем самым отвергается использование искусства религией, моралью или же социальной педагогикой лишь как средства политического побуждения или же просто как пустого времяпрепровождения и наслаждения, как пишет Гегель. Подлинно поэтическое произведение, считает он, должно быть наполнено содержанием действительности, в то же время не впадая в зависимость ни от этого содержания его внешнего бытия, ни от какой-либо жизненной области.

 
 

Возрастающее разделение труда

Возрастающее разделение труда на пороге между мануфактурой и начинающейся эпохой индустриализации несло с собой опыт отчуждения и заставляло ясно осознавать новую социальную практику. Пожалуй, никогда еще индивиды столь не разобщались и не разъединялись друг с другом, как сейчас, - читаем мы у Гете.

 
 

Принцип подражания природе

Теперь автономность искусства понимается в определенном смысле как способность быть самостоятельным органом освоения мира. Разумеется, тем самым отнюдь не снимаются глубинные взаимоотношения с другими сферами духовной жизни.

 
 

Чувственно-образное воплощение

Правда, сравнение между природой и искусством остается и в классической эстетике ведущей темой. Несомненно, это не только метафора. Определяющая точка отсчета при этом - глубокое родство между понятием красоты и понятием органичного, причем эта трактовка несомненно продиктована ранними образцами греческой классики.

 
 

Эстетики автономности

В отличие от движения Бури и натиска, которому не удалось приблизиться к широким слоям народа, хотя оно к этому и стремилось, развитие поэтической литературы веймарской классики проходило под эгидой (по крайней мере желаемого) влияния на массы.

 
 

Символ или символизация

С помощью символа предпринимается попытка всеобъемлющего философского обобщения вновь осмысленного отношения художника к действительности и его адекватного эстетического воплощения в художественном произведении. Проблемы символа - это, конечно, тоже вопрос о стиле изображения, однако они не должны быть целиком к нему сведены.

 
 

Разграничение с аллегорией

Разграничение с аллегорией служит прежде всего тому, чтобы освободить искусство от зависимости по отношению к другим сферам ценностей. Оно не должно больше быть на службе у религии или морали, т. е. не иметь собственных целей. В известном противопоставлении у Гете собственного метода творчества шиллеровскому это выражено наиболее отчетливо: Далеко не одно и то же, подыскивает ли поэт для выражения всеобщего нечто частное или же в частном прозревает всеобщее.

 
 

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он защищает видимость от упрека в обмане или в том, что она лишь просто оболочка, и понимает ее как рефлектированную непосредственность (Лукач говорит об опосредованной непосредственности).

 
 

Случайные статьи

Опыт Л. Н. Лебединского

В качестве примера сошлюсь на успешный опыт Л. Н. Лебединского,…

Периоды социально-культурных кризисов

В зависимости от особенностей эпохи, характера преемственности и…

Теория европейского искусства

Теория европейского искусства естественно, своим ходом подошла к…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…