В категории «культура» Вы можете прочитать интересные материалы о современной культуре и живописи. Мы постарались описать как можно подробнее о современной культуре общества нашего мира. Если Вам интересна тема культурологии человечества то данная категория создана именно для Вас.
Зато существенно возрастает роль словесных описаний, всегда имевших первостепенное значение для характеристики фольклорных явлений. В этом смысле изменившийся таким образом тип композиторской культуры стал ближе к тому, с чем мы, фольклористы, изначально имеем дело. А раз так, то и целостный метод анализа, по словам Мазеля, должен стать не только более широким, но и более гибким, должен существенно варьироваться в зависимости от разных жанров, видов музыки, форм музицирования.
Каким бы высоким авторитетом (скажем, Балакирева или Римского-Корсакова) ни были подкреплены эти анализы, их адекватность фольклорной реальности остается для нас под сомнением. Взятые как единичные, непреложные нотные тексты, эти классические образцы и их целостные анализы остаются лишь памятниками композиторско-музыковедческого их понимания, которое по самой своей природе не может не быть отличным от проникающего за нотный текст понимания фольклористического.
Публикуя свои лирические идеограммы, Г. Аполлинер видит в них порождение некоего визуального лиризма, объединяющего выразительные средства музыки, живописи и литературы. Импрессионистическое художественное видение живописцев подхватывается импрессионистами-музыкантами; и те и другие в соединении с символистами и некоторыми другими течениями пытаются в своем творчестве оторваться от сковывающих законов земного притяжения, утверждать гармонию в ином измерении, способном стать выразителем универсальных идей и категорий.
Не случайно поэтому именно музыка с ее эмоциональностью, неизобразительной природой, глубоко личностным воздействием занимает здесь ведущее положение, мыслится как чистое выражение духовного начала, составляющего сущность искусства.
Плавные переходы, полутона дают возможность говорить о поющем пейзаже в картинах Фридриха. Стихийность выражения бушующих чувств, хаос страстей, эмоциональная напряженность, присущие произведениям Жерико и Делакруа, сближают их с музыкой.
Характерно, что приоритет в эпоху романтизма специфических возможностей одного вида искусства способствовал тому, что в художественной практике различных видов развивались центростремительные тенденции.
Однако подобные художественные заимствования не есть синтез искусств в подлинном смысле слова. Речь идет не столько о взаимодополнении видов искусств в законченных произведениях, сколько об ориентированности каждого вида на обогащение собственных специфических черт и средств через погружение в отвлеченную рефлексию, лиризм, т. е. об усилении внутри различных видов искусств экспериментально-поискового начала.
Вряд ли поэтому можно признать случайным тот факт, что в период зрелого буржуазного общества в разных странах Европы складывается иная, чем в романтизме, иерархия искусств. Передислокация видовых и жанровых форм на этом этапе происходит в пользу литературы, а именно ее прозаических форм - романа и повести.
Литературоцентристская ориентация видов искусств этого времени как нельзя более соответствовала духу культуры, погруженной в анализ человеческого поведения, конкретных обстоятельств. В романе отдельный человек больше не есть только представитель определенной группы, он обретает свою собственную судьбу и индивидуальное сознание.
Забегая вперед, отметим и другой показательный факт: ведущее положение литературы в середине XIX в. проявляется не только в ее влиянии на виды искусств, близкие по своему методу реализму, но и в воздействии на совершенно непохожие художественные течения, к примеру на искусство позднего романтизма.
Факты подобной типологии вскрывает и Н. П. Михальская, анализируя взаимодействие литературы и живописи в Англии XVIII в. Перетекание приемов композиции, сюжетного развития живописных произведений Хогарта и романов Филдинга, по ее мнению, позволяет прийти к выводу, что в общем контексте литературного процесса творчество Хогарта воспринимается как один из истоков английского реалистического романа.
В зависимости от особенностей эпохи, характера преемственности и культурных традиций в качестве ведущего вида искусства в этот устойчивый период могут выступать либо литература, либо живопись, либо скульптура.
Возобновляя в истории свою роль актуального вида искусства, и музыка, и литература, и живопись, и сценическая драма всякий раз находятся в качественно новых отношениях и неповторимой системе взаимосвязей как внутри семьи искусств, так и с общим социокультурным контекстом. Под влиянием этих связей происходят процессы обогащения и шлифовка выразительных приемов каждого вида искусства, перерастание их собственных границ.
Характерная в этом отношении для литературного развития XIX в. черта - определенный спад интереса к прекрасному как критерию совершенства произведения искусства и усиление интереса к качествам характерного, выразительного.
Не раз Бальзак противопоставлял понятие выразительности холодной, застывшей красоте, говорил об однообразии категории прекрасного: Китайская теория за несколько тысяч лет до сарацином и средневековья увидела необъятные возможности, заложенные в уродливом, слово, так необдуманно брошенное в лицо романтикам, которым я пользуюсь для противопоставления слову прекрасное.