Автор: Елена Сливко | Категория: Культура
Теперь автономность искусства понимается в определенном смысле как способность быть самостоятельным органом освоения мира. Разумеется, тем самым отнюдь не снимаются глубинные взаимоотношения с другими сферами духовной жизни.
Новому пониманию искусства как самостоятельного органа освоения действительности способствовало и преодоление старого представления о художественном творчестве как просто подражания природе. Как известно, такое представление претендовало на истинность вплоть до позднего Просвещения. Впервые историческим мышлением Гердера, а также разработкой деятельной стороны (как деятельности, труда) была принципиально отвергнута теория подражания. И хотя на словах ее приверженцы еще встречались, однако немецкая идеалистическая эстетика нанесла этой теории непоправимый удар. Принцип подражания природе лишь тогда может считаться окончательно преодоленным, когда, как у Гегеля, художественное произведение выступает как продукт человеческой деятельности и как продукт духа, который, хотя в нем имеется природная сторона, ни в коем случае не является природным образованием. Представление о том, что природа как тотальность, предшествующая искусству, должна выступать по отношению к нему как законодатель, тем самым окончательно опровергается.
← Чувственно-образное воплощение | Возрастающее разделение труда → |
---|