Автор: Елена Сливко | Категория: Культура
Тем самым эстетическая видимость, искусство, сводится к чисто внутреннему, лишенному какой-либо трансцендентальности, видимость становится кажимостью, форма - формализмом. Именно этого сумела избежать немецкая идеалистическая эстетика с помощью содержательных определений эстетической ценности (как выражения исторических ценностей) и критериев эстетической оценки прекрасного, трагического, комического и т. д.
Определенные итоги теории и практики эстетики автономности подвергались сомнению не только с наступившими изменениями в середине XIX в. или появлением авангардизма в начале нашего века, но уже в период раннего романтизма. Еще молодой Ф. Шлегель противопоставлял органическое классического искусства раздробленности, или, как он это называет, химизму современности, вызванному к жизни рассудком.
Вполне последовательно роман с его открытой структурой встал на место драмы аристотелевского типа. Так, например, принципу закрытости была противопоставлена вызывающая незавершенность фрагмента. Ранняя романтическая концепция фрагментарности явилась отказом от всех сословных барьеров восприятия - одновременно, однако, и отказом от высоких образовательных требований классики, чьи иерархические отношения между автором и читателем отвергаются, чтобы, по крайней мере в замысле, установить равноправные отношения.
← Ранняя романтическая концепция | Понятие видимости в эстетике немецкого идеализма → |
---|