Автор: Елена Сливко | Категория: Культура
Еще молодой Гете выступал против жесткого подчинения искусства моральным идеям, считая, что искусство и литература способны на большее, чем на простую передачу моральных норм, поскольку такая концепция уменьшала бы действительные возможности воздействия искусства. Для Гете в центре стояла всеохватывающая картина действительности, создаваемая литературой.
Вместе с тем литература мыслилась им как средство обогащения переживания и познания индивида, он подчеркивал ее просветительный потенциал. Конечно, Гете в этот период ждал от искусства и литературы максимальных результатов, он полагал, что они могут осуществить его чрезмерные притязания к индивидуальности - в образе идеала тотальной эмансипации. Однако уже в период своего участия в движении Бури и натиска он пытался освободить искусство от оков морали. В 1783 г. он выступил с критикой проповеди Гердера, сводившей, по мысли Гете, искусство к совершенствованию морали. Такое представление ему казалось совершенно неприемлемым. Гете не соглашался с тем, будто искусство само по себе не несет нравственного начала, а посему должно подчиняться моральному закону, привнесенному в него извне.
← Религиозная картина мира | Автономность художественного произведения → |
---|