В категории «культура» Вы можете прочитать интересные материалы о современной культуре и живописи. Мы постарались описать как можно подробнее о современной культуре общества нашего мира. Если Вам интересна тема культурологии человечества то данная категория создана именно для Вас.
Становится ясным, что влияние социологических факторов не может здесь быть прямым прежде всего потому, что искусство, будучи феноменом культуры, непосредственно подчиняется ее закономерностям. Поэтому, только взаимодействуя с культурологическими, социологические факторы достигают художественной сферы. Понятным становится и то, что исследование искусства лишь в границах собственно социологии вряд ли может быть плодотворным.
В негативно же оцениваемых состояниях оно не усматривает культуры и относит их к антиподу - бескультурью. Такие же примерно представления нередко встречаются в искусствоведческих работах, распространяются средствами массовой коммуникации и т. д.
А если культура есть производство и самопроизводство человека, то, как справедливо подчеркивают авторы коллективного труда Проблемы философии культуры, во всей цельности и всесторонности его общественного существования. Но тогда нет оснований рассматривать культуру только в ее положительных характеристиках, только как социально значимую творческую деятельность.
Такие случаи как раз происходят и в ситуации неумелой намеренности: Мукаржовский допускает, что неумелость тут вполне может оказаться не неумелостью, непреднамеренность не вполне непреднамеренностью. В противном случае это могло бы совпасть с той диалектикой искусства, которую мы имеем в виду в настоящей статье.
Движение в первом случае происходит именно по законам развития: носитель более совершенной техники стоит здесь намного выше своего предшественника, подобно тому как ученый, исповедующий более глубокий взгляд на вещи, исторически аннулирует предшествующую познавательную ступень.
В отношении к виртуозной связанности правилами и склонностью к вычурности метагабилита означает более высокую степень спонтанности, свободы и простоты. Это преимущественно те черты, что позволяют очеловечивать виртуозное совершенство, указывают на присутствие личности, значение и силу художественного целого.
Предположительно ориентированная, метагабилита постоянно несет в себе признаки габилиты; собственно, она является специфическим мастерством, которое оказывается более значительным, чем обычная виртуозность: под метагабилитой имеется в виду не просто совершенствование мастерства (габилиты), а динамичный процесс органического творчества.
В нашей эстетической литературе гораздо чаще дает о себе знать модель интерпретации художественного текста: идее произведения служит тема, теме служит характер, характеру служит композиция, композиции - сюжет, сюжету - язык (Дед - бабка - внучка - собачка - кошечка – мышка. Мышка, видимо, здесь означает язык, и, когда она взмахивает хвостиком, перед нами метафора, замыкающая весь этот нисходящий ряд).
Выходя на дорогу самостоятельного развития и стремясь к обретению собственного научного статуса, едва ли не все европейское искусствознание того времени готово было порвать пуповину, связывавшую его с историей культуры, в недрах которой оно в основном развивалось в предшествующий период. Культурно-историческая школа становится лишь одной из многих и далеко не самых влиятельных среди множества его школ и направлений.
Авторы капитального труда по истории европейского искусствознания отмечают характерное для России конца XIX - начала XX в. неоспоримое распространение интереса к эстетике как к ветви философии среди специалистов по изобразительному искусству; интерес к эстетическим вопросам среди музыковедов; философско-эстетический подход к ряду явлений театральной жизни; называют большую группу специалистов, изучавших наряду с эволюцией художественных форм и композиции эстетические проблемы архитектуры в ее связях с другими искусствами.
Это не означает, что в исследованиях искусства потеряли всякое значение его культурно-исторические связи. Однако их изучение осуществлялось, как правило, вне и помимо методологических исканий искусствознания.
Послереволюционное развитие искусствознания проходило под знаком утверждения марксистско-ленинской эстетической методологии, что позволило ему обрести подлинно научную основу и подняться на качественно новый уровень.
Отвлечься, чтобы глубже осознать и объективнее охватить жизнь этого искусства над ней, за ней и вокруг нее. Заметим, требования эти мало затронули теоретические исследования, и это не случайно. Пока культурологический момент сводится к учету особенностей историко-культурной среды и ее эволюции, не более того.
Одним из следствий такого преувеличения явилось растворение культурологического момента искусствоведческих исследований в социологическом.
Начало изучению искусства на основе марксистской методологии положил в России Г. В. Плеханов своими Письмами без адреса.
Уже в предреволюционные, а гораздо активнее в первые послереволюционные годы они создавали и распространяли вульгарно искаженные представления о художественных явлениях, укладывая их в жесткие социологические схемы, напрямую связывая с действием общих социологических закономерностей, состоянием экономики и т. д. в такой грубой форме социологизм в искусствознании был подвергнут резкой критике и сошел со сцены. Но в проявлениях более деликатных он дожил и до наших дней.