Автор: Елена Сливко | Категория: Культура
Разграничение с аллегорией служит прежде всего тому, чтобы освободить искусство от зависимости по отношению к другим сферам ценностей. Оно не должно больше быть на службе у религии или морали, т. е. не иметь собственных целей. В известном противопоставлении у Гете собственного метода творчества шиллеровскому это выражено наиболее отчетливо: Далеко не одно и то же, подыскивает ли поэт для выражения всеобщего нечто частное или же в частном прозревает всеобщее.
Первый путь приводит к аллегории, в которой частное имеет значение только примера, только образца всеобщего, последний же и составляет подлинную природу поэзии; поэзия называет частное, не думая о всеобщем и на него не указывая. Но кто живо воспримет изображенное его частное, приобретет вместе с ним и всеобщее, вовсе того не сознавая или осознав это только позднее.
В контексте художественного обобщения в философской эстетике Канта, Шиллера, Шеллинга, Гегеля и даже Фишера понятие эстетической видимости раскрывается как сущностный признак искусства и прекрасного. В рамках этой философской традиции видимость конститутивна для искусства и прекрасного: на видимости как на эстетической чувственности замешано содержание истины.
← Эстетический способ бытия | Символ или символизация → |
---|