Автор: Елена Сливко | Категория: Культура
Однако при всем понятийном экспансионизме, который таит в себе опасность сведения идеи, образа, формы к чему-то преходящему, еще не достигшему понятийности и зрелости, немецкая классическая философия открыла в чувственности эстетической видимости ничем не заменимые рамки, в которых могла развиваться специфика и внутренние закономерности автономного искусства.
Понятие видимости в эстетике немецкого идеализма как бы соединяет в себе чувственность и духовность и имплицирует диалектику поиска и находок, возможности и действительности. Понятие видимости является понятием отношения - видимость и действительность коррелируют в этой концепции. Идея (а тем самым и истина) обеспечивает видимость содержанием действительности, его миронаполненность. Несомненно, в немецкой идеалистической эстетике есть определенные тенденции, в которых видимость рискует быть низведена до одной лишь оболочки, например у Канта. Однако впервые в неокантианстве К. Фидлера эстетическая чувственность выходит за рамки объективных отношений освоения действительности, поскольку для него не существует действительности вне человека.
← Определенные итоги теории и практики эстетики | Эстетический способ бытия → |
---|