В категории «культура» Вы можете прочитать интересные материалы о современной культуре и живописи. Мы постарались описать как можно подробнее о современной культуре общества нашего мира. Если Вам интересна тема культурологии человечества то данная категория создана именно для Вас.
Разве не исказило бы оно своей сущности, если бы перестало быть запечатленным единством духовного и материального, желаемого и необходимого, прекрасного и полезного - одним словом, жизни и красоты в их изначальной сращенности и принципиальной неделимости.
Повышенная экспрессия жизни, присущая народному переживанию красоты и воли, нередко разрешается мелодраматизмом, экзотикой и вообще эстетикой необычного и преизбыточного.
Увы, к этому приводит инерция прямолинейного социологизирования, не корректируемого своеобразием предмета фольклористики как народоведческой дисциплины. Социально-культурной основой и конститутивным принципом фольклора являются, как мы пытались показать, естественные отношения и сознание, их интеризировавшее.
Ее эстетико-культурный смысл убедительно раскрыл М. М. Бахтин в статье Эпос и роман. Для эпического мировоззрения начало, первый, зачинатель, предок, бывший раньше и т. п., - пишет он, - не чисто временные, а ценностно-временные категории, это ценностно-временная превосходная степень, которая реализуется как в отношении людей, так и в отношении всех вещей и явлений эпического мира: в этом прошлом - все хорошо и все существенно хорошее (первое) - только в этом прошлом.
Эпичность - существенный и неотъемлемый признак традиционности. Эпичность складывается внутри традиционности и на основе ее - и поэтому наряду с традиционностью конституируется как универсальная эстетико-культурная категория фольклорного сознания и искусства. Эпическое прошлое - особая форма художественного восприятия человека и события.
Следовательно, фольклорная эпичность и эпизация, понятая как поле ценностного восприятия и изображения действительности, гораздо шире и продуктивнее собственно эпических жанров фольклора, конституирующихся по принципу тематической отнесенности их сюжетного или иконографического материала к прошлому.
Отсюда своеобразный характер эволюции фольклорного искусства, в котором новое не вытесняет старого, но наслаивается на него.
Имея в виду это постоянное, предельно напряженное стяжение и сжатие настоящего с прошлым, разрешающееся - как творческий принцип фольклорного искусства - в самой структуре его как бы вневременных смыслообразов, можно согласиться со следующим утверждением: Этнография, включая в нее и народное искусство и фольклор, донесла до нас мировоззрение не какой-то определенной эпохи, а как бы в спрессованном виде всю сумму напластований за всю жизнь человечества.
Они пред заданы восприятию предмета, и их нужно только лишь опознать в нем - снова вспомнить и воспроизвести. Поэтому человек, причастный к фольклорному творчеству, никогда не думал о себе как о творце - авторе. Он был непоколебимо уверен в том, что воспроизводимый им мир уже изначально готов и завершен, все в нем заранее осмыслено и оценено - и ничего не подлежит своевольному переиначиванию.
Его онтологизированная семантика, освященная традицией и преданием, становится непреодолимым препятствием для прямого контакта с ним и проникновения в его суть. Он изъят из сферы личного познавательного опыта и идеологической инициативы индивида и удален из настоящего в эпическое прошлое - в семантику и поэтику мифа. По очень точному определению М. М. Бахтина, это долевой образ.
Символический схематизм фольклорных образов и сюжетов обнаруживается в законченных и устойчивых поэтических формулах, рождающих повторяемость не только в больших масштабах, но и на больших глубинах художественного формообразования. Исследуя волшебные сказки, В. Я. Пропп с большой убедительностью показал, что все они, несмотря на их сюжетное многообразие, однотипны по своему строению.
Эти события вначале не столько рассказывались, сколько изображались условно драматически. Они же служили предметом изобразительных искусств. Нельзя понять резьбу и орнаменты многих народов, не зная их легенд и сказок. Таким образом, рассказы и изображения входили в обряд, были его необходимым условием и компонентом.
Ритм - основа налаженного и устроенного быта. Сбивка с ритма - это болезненный разлад и неустроенность бытия, беспорядок, хаос. Перебои в ритме действовали разрушающе - быт лихорадило, жизнь становилась безобразной. Утратить созидаемый ритмом строй, лад, порядок означало утратить образ. И наоборот, придать жизни образ значило упорядочить и наладить ее.
Как бы там ни было, искусство служило посредником между повседневным бытом и животворящим космосом. Посредством искусства, преобразующего природные элементы, создающего предметы и формы, приводящего в действие таинственные силы, человек примитивного мироощущения в своем повседневном быте и труде приобщался к изначальному творчеству жизни - к единству природных ритмов, созидающих из хаоса космос.
В символических образах обрядового искусства народ запечатлел свое представление о бытии как процессе универсального созидания и цикличного воспроизводства жизни. В них он утверждал свое творческое единство с созидательными силами природы. Обряжать быт - значит участвовать в акте жизнетворчества.
Все здесь в состоянии действа - созидающего и преобразующего. Все задействовано, чтобы экспрессивно выявить конструктивные основы творимого образа. Так, традиционный африканский скульптор, по точному и артистичному описанию В. Маркова, любит свободные и самостоятельные массы; связывая их, он получает символ человека.