Автор: Максим Коноплев | Категория: Культура
Несомненно, движение Бури и натиска представляло более зрелую ступень в процессе столкновения буржуазного национального самосознания, чем Просвещение. Лучшие произведения этой литературы завоевывали широкую национальную публику, обрели они и общеевропейское значение.
Однако, несмотря на то что в своих лучших достижениях произведения этого направления были доступны всей нации, поскольку основывались на общественном опыте широких социальных слоев, несомненно и то, что драма Бури и натиска была доступна для понимания лишь небольшой части прогрессивной публики. В самой литературной платформе этого движения заключалась глубинная причина его непонимания. По сути, его литературная программа была направлена на восстановление дееспособности буржуазного индивида. При всех расхождениях в понимании гения речь шла о способности и долге человека применять свой разум с пользой для себя и человечества. А это означает, что все силы и способности должны развиваться с точки зрения осознанно-ответственной деятельности. По Гердеру, воспитание молодежи подразумевает воспитание подлинного гения, т. е. воспитание молодых людей как активных участников процесса национального развития.
← Социальные, политические и художественные задачи Бури | Кризис феодальной системы → |
---|