Автор: Максим Коноплев | Категория: Культура
К нерасторжимому единству чувства и мысли присоединяется действие в качестве конечной цели использования человеком своего разума. В своих замечаниях к гетевскому Гецу фон Берлихингену Ленц писал: действие, действие является душой мира, а не наслаждение, не чувства, не фокусничанье.
Вся литературная концепция движения Бури и натиска была ориентирована на решительные изменения как с точки зрения их необходимости, так и с точки зрения веры в саму возможность изменений. Смена эпох произошла, но не - или еще не - в Германии, и литературная программа, ориентированная прежде всего на непосредственное воздействие, не могла не оказаться несостоятельной, она не могла функционировать там, где в политическом плане не было достаточного простора для действий. Корректировка этой ситуации была предпринята в художественной концепции веймарского классицизма.
Социальные, политические и художественные задачи Бури и натиска лежали в международном контексте европейского Просвещения и в нем находили важнейшие аргументы и мотивы.
Однако в то время как во Франции параллельно с литературной общественностью сформировалась соответствующая политическая общественность и буржуазная эмансипация достигла во французской революции своей высшей точки и завершения, в Германии политическая общественность не сформировалась как условие для революционных преобразований.
← Разительные противоречия | Лучшие произведения → |
---|