В категории «культура» Вы можете прочитать интересные материалы о современной культуре и живописи. Мы постарались описать как можно подробнее о современной культуре общества нашего мира. Если Вам интересна тема культурологии человечества то данная категория создана именно для Вас.
Таким образом, мы вновь возвращаемся к очерченной выше диалектике духовного процесса, сопоставляя теперь уже контекст духовной культуры и ее фазы с судьбами художественного развития.
Рационализация жизни, подчинение ее усредненно-трезвому разуму, практицизму впервые в буржуазном обществе привели к осознанию дефицита культурно-гуманистических основ, что и предопределило романтические поиски источников духовного обновления.
Противоречие романтизма между сущим и должным, отмечаемое многими исследователями, - следствие его стремления уйти от художественного воссоздания форм окружающей жизни, погрузиться в философскую медитацию, творить на границах освоенного и беспредельного. Искусство романтиков, по сути, искусство импульсивной фантазии, интуиции, эксперимента.
Все эти факты ставят перед исследователем вопрос о той роли, которую играл актуальный вид искусства не только в рамках семьи искусств, но и в контексте культуры в целом. Выявление общекультурной роли актуального вида искусства может прояснить картину закономерностей исторической динамики видов искусств.
В 20-е и 30-е годы в советской эстетике подобную задачу ставил перед собой И. И. Иоффе.
При этом Иоффе вполне обоснованно стремился отыскать общие вертикали, связывающие в стилевое единство все уровни духовной культуры - от политики, права, науки до искусства, философии, морали.
Некоторые из культурологических подходов, использовавшихся Иоффе, получили развитие в современной философской науке. Наиболее плодотворными были усилия, связанные с обоснованием необходимости типологического изучения культур. Выявляя определенную культурную общность, специалисты обосновывали ее органичное системное единство, определяли центрирующие идеи этой общности как внутренние принципы организации данного типа культуры.
Подобный подход, безусловно, имеет существенные достоинства главным образом благодаря широкому взгляду на художественное творчество как неотъемлемый элемент духовной культуры, не только испытывающий влияние последней, но и самостоятельно формирующий господствующие ценности, вносящий коррективы в доминирующие способы деятельности, мироощущения.
Ведь живой художественный процесс чаще всего представляет собой изобилие и смешение течений, направлений, стилей. Не только в одной эпохе, но и в одной стране соседствуют противоположные по эстетико-творческим установкам художественные группировки, школы.
Вместе с тем, как это ни парадоксально на первый взгляд, именно это изобилие, многоликая панорама течений, взаимодополняющего и противостоящего, старого и нового, и лежит в основе художественной динамики, предопределяет возможности интеграции искусств вокруг одного вида.
Ведь художественная культура должна постоянно не только отвечать минимуму условий среды, но и нести в себе необходимые потенции для достижения адаптивного эффекта в новых, порой радикально изменившихся условиях.
В эстетической науке многократно повторялось положение о всеохватности искусства как специфической формы деятельности, о его уникальной возможности целостного освоения мира. На этой основе делались выводы о культурной типичности искусства, о способности произведения искусства представлять все уровни духовной культуры общества, быть отпечатком также и уровня материальной культуры.
Здесь мы подошли к поставленному выше вопросу о субстанциальном ядре искусства, сохраняющем свою природу на протяжении всех исторических модификаций художественного творчества. На наш взгляд, оно как раз и состоит в этой переплавленное аналитического и нерационального, позволяющей образам искусства репрезентировать не только сознание, но и подсознание культуры, весь спектр ее духовных ликов.
Взаимопереходы искусства с общими духовно-содержательными процессами культуры двойственны: художественное одновременно сводимо и несводимо к нехудожественному. Образный строй искусства дает повод для рациональных обобщений, формирования осознанных идеалов, выявления интересов, ценностей, норм, концепции личности, но вместе с тем специфическая креативная сила искусства не растворяется в этом содержании, а представляет собой нечто гораздо большее, глубоко захватывающее всего человека.
Развитое человеческое сознание, обогащаясь постижением всеобщих закономерностей и взаимосвязей, опираясь на накопленный опыт, пролагало пути деятельности человека в истории, содействовало его победам над собой и природой, умножению человеческого в человеке, способности к самопревыщению.
Возделывая и непрерывно расширяя сферу рационального, человечество осваивало все то, что еще недавно лежало за его пределами, принадлежало сфере нерационального, неосвоенного.