В категории «культура» Вы можете прочитать интересные материалы о современной культуре и живописи. Мы постарались описать как можно подробнее о современной культуре общества нашего мира. Если Вам интересна тема культурологии человечества то данная категория создана именно для Вас.
Народное восприятие мира как ритма и цикла запечатлелось в многоликом богатстве узорочья традиционной вышивки, резьбы, росписи. Узор - это жизнь, узренная как ритм, формирующий цикличность, придающую единый строй всему сущему многообразию природы.
Властные и пленительные линии узора слагались в сакральные идеограммы языческого мифа. Собственно, фольклорная иконография никогда не реализует и не может реализовать себя как смыслообраз в стихии чистой изобразительности. Изображаемая вещь только тогда становится вещей - говорит - для фольклорного сознания, когда, графически уплотненная, схематизированная, она находит свое завершение в семантике идеограммы - и предстает как идеограмма.
Что говорят все, то истинно, что все делают, то правильно. Естественные отношения, интериоризируясь в психике общинных людей, формируют особую социокультурную структуру человека, а следовательно, и особый способ деятельности его сознания (творчества).
В данной познавательной перспективе коллективность фольклорного творчества предстанет как выражение социальной недифференцированное сознания, придающей совершенно особый вне личный - характер смыслообразам традиционного народного искусства.
Фольклор как народная мудрость - это коллективное сознание, еще не обладающее более или менее развитой субъективностью самосознания; и вполне естественно, что обратной стороной этой коллективности является безличность.
Коммуникативная специфика фольклора отражает особенности естественного общения; она не знает интеллектуальной и психологической дистанции между общающимися сторонами, не культивирует однозначного ролевого разделения между говорящим и слушающим, творцом и исполнителем, исполнителем и аудиторией, художником и реципиентом.
Дело в том, что любые влияния и воздействия, испытываемые народным искусством извне, неминуемо проходят сквозь фильтр вековечных традиций. При этом факты вне фольклорной культуры трансформируются и претворяются в стихии традиционной семантики и поэтики народного искусства так, что принимают его образ и подобие: происходит фольклорная ассимиляция - фольклоризация - заимствованных художественных фактов, тематических и формальных.
Тому, кто выводит поэтику фольклора из природы сознания,, интериоризировавшего отношение естественного единства (тождества человека и природы), синкретизм открывается не только там, где его можно опознать по более или менее внешним признакам - и более или менее формально судить о нем.
Надо полагать, подобная неразличимость средства познания и объекта познания является выражением невыделенное человека и его деятельности, в том числе и познавательной, из природы и навязанных ею естественных отношений.
Различие между ними отражает большую или меньшую степень различия между мифическим и критическим сознанием. Очевидно, при мифическом способе мышления поэзия творится без ведома самого творца: он не сознает ее как искусство. В отличие от собственно художественного сознания мифическое миросозерцание, по существу, не отделяет образа как средства, долженствующего объяснить явление, от самого явления и его реального значения.
Мифическое мышление претерпевает историко-культурную эволюцию, в процессе которой оно проходит целый ряд последовательных стадий; каждой из них соответствует определенный уровень развития познавательных способностей, и в частности способности к абстрагированию и обобщению. Указанное обстоятельство должно быть принято во внимание при обсуждении вопроса о том, как миф относится к фольклору и, наоборот, фольклор - к мифу.
Ограничиться простой констатацией принадлежности мифа к фольклорной культуре - значит не сказать очень многого, и, по сути дела, самого важного и основного. Ведь при этом миф и фольклор по-прежнему могут казаться соединенными лишь внешней связкой, объемлющей существующие сами по себе и равнодушные к этому объединению единичности.
Как бы глубоко ни было скрыто в мифе различие между образом и значением, как бы мало ни было их первоначальное несовпадение, все же именно здесь фольклор овладевает началом художественного сознания. Уже тут он обретает реальную предпосылку и исходный момент для их дальнейшего различия, в ходе которого шаг за шагом происходит эмансипация образности как языка искусства.
Мифология как способ мышления и миросозерцания, адекватный естественным отношениям, была материнским лоном фольклора. Только полное сознание разнородности образа и значения может привести к окончательному разложению мифического миросозерцания.
Фольклор, как народная мудрость, конституируется по признаку прямой или опосредованной, иногда глубоко скрытой связи с мифическим сознанием. В этом состоит своеобразие фольклорной культуры как миросозерцания и способа мышления, порожденного эпохой естественных отношений.