В категории «культура» Вы можете прочитать интересные материалы о современной культуре и живописи. Мы постарались описать как можно подробнее о современной культуре общества нашего мира. Если Вам интересна тема культурологии человечества то данная категория создана именно для Вас.
Поскольку наша статья носит преимущественно методологический характер, мы не останавливаемся специально на освещении всех многообразных стилевых процессов XIX в., отразивших перипетии социального и культурного развития. Отметим лишь, что, как известно, относительная устойчивость писательской эпохи не была длительной.
Дискредитация культуротворческих возможностей науки и техники породила в буржуазной философской среде утверждение несовместимости гуманизма и сциентизма. Психоаналитические эксперименты. Фрейда, физические опыты по расщеплению ядра - все это заставляло осознавать недостаточность имеющихся способов освоения мира, ощущать рядом с собой расширившееся пространство нерационального.
Исследователи говорят об этом периоде как об общеевропейском демонизме, столь охотно эксплуатировавшемся символистами разных стран, утратившими чувство границы между добром и злом. Слово у многих поэтов-символистов (А. Рембо, П. Верлен) утрачивало свое содержательное значение, но усиленно акцентировало звуковое, фонетическое начало.
Подавляющее большинство исследователей на этот вопрос отвечают положительно. А. Р. Лурия обращает внимание на то, что все разнообразие психологических процессов формируется в конкретных общественно-исторических условиях и имеет принципиально иную структуру в условиях доминирования различных форм деятельности.
Традиции марксистского подхода предполагают рассмотрение социально-психологических явлений, в том числе настроений, не как имманентно развивающиеся силы, а как продукт всей системы социальных отношений и исторического развития человечества.
Сфера социальной памяти, как и индивидуальная психика, какое-то время хранит и использует этот опыт, пока возникновение новых процессов вновь не нарушает достигнутый консенсус их психического отражения. Всякое обратное желание защититься от трансформации, довольствоваться малым, ограниченным и устойчивым, свидетельствует о слабости в психических процессах, их не мобильности и неумении адаптироваться к новым потребностям материальной и духовной жизни.
Культура как абсолютная ценность человечества ставит перед обществом новые и новые задачи. До тех пор пока общество может их плодотворно решать, культурный и социальный процессы развиваются синхронно, стимулируют друг друга. Но нередкими бывают и моменты, когда интересы культуры и интересы социальных институтов расщепляются, общественная система не в состоянии удовлетворять растущие запросы культуры, ассимилировать их в присущих ей формах социальной жизни.
Периоды такой ломки и пересмотра бытующих форм - это процессы интенсивнейших поисков и брожения в общественном сознании и психологии. От относительной устойчивости все формы духовной жизни переходят в экстатическое состояние.
Для выявления имеющихся связей необходимо идти по пути более точной дифференциации социально-психологических процессов в истории. Прав Б. Д. Парыгин, подчеркивающий, что общественное настроение нельзя сводить только к оптимизму или пессимизму.
Общая направленность культурного процесса движется по пути освоения неизведанных, нерациональных сторон бытия к расширению горизонтов рациональности, то социальные факторы действуют не столь однозначно.
Отсюда и культивирование эмоционально-чувственных сторон, форм игровой деятельности, разносторонних приемов общения. В культуре поэтому на каждом историческом этапе есть много такого, что не растворяется в логике, не исчерпывается ею. В этом проявляется изоморфность содержания культуры целостному содержанию человека как духовного и природного существа.
Все это может дать и дают не только логические усилия, но и интуитивно-подсознательная сфера с необозримым резервом своих возможностей. Эта сфера не просто отпечатывается в произведении искусства, но в своем переплетении и взаимопереходе с рационально-осознанным составляет имманентную, субстанциальную черту последнего.
Одним из стимулов преобразований в художественной сфере были постоянно возрастающие требования как к познавательно-оценочной стороне искусства (функция адаптации), так и к его коммуникативным возможностям. Эти мотивы предопределяли самые неожиданные взрывы и поиски в способах и средствах художественного выражения, обращение к художественному опыту и наследию отдаленных эпох, активный внутри художественный синтез.
Кризис классического рационализма, который в тот момент переживала эпоха и глашатаями которого явились Шопенгауэр и Ницше, захватил все сферы культуры. Девальвация идеалов, утрата общезначимых ориентиров, субъективизм в отношении ценностей - все требовало радикального пересмотра социального порядка, поиска новой духовной опоры.
Чудесное в своей внезапности, дионисическое искусство позволяет черпать новые ориентиры в неиссякаемой мудрости природного бытия.
Как уже не раз было отмечено в критических исследованиях, эстетическая теория Ницше несет на себе явный отпечаток иррационализма его общефилософских взглядов.