Автор: Елена Сливко | Категория: Культура
Правда, сравнение между природой и искусством остается и в классической эстетике ведущей темой. Несомненно, это не только метафора. Определяющая точка отсчета при этом - глубокое родство между понятием красоты и понятием органичного, причем эта трактовка несомненно продиктована ранними образцами греческой классики.
Гегель отмечал, что в классическом искусстве форма и содержание должны быть адекватными друг другу, а из этого вытекает по отношению к образу требование целостности и самостоятельности внутри себя. Ибо для свободной самостоятельности целого - а в ней состоит основное определение классического искусства - необходимо, чтобы каждая из сторон, как духовное содержание, так и его внешнее явление, была внутри себя той цельностью, которая образует понятие целого. В качестве его формы - чувственно-образное ее воплощение. Для него истинно поэтичным произведением искусства является бесконечный в себе организм, признаки которого он обозначает как содержательное и единое. Под содержательным он подразумевает содержание, т. е. идею, развернутую в соответствующих образных воплощениях. Единое означает оформление не в форме и целесообразности, которые абстрактно подчиняют особенное, а в отдельном с его живой самостоятельностью, в которой целое без видимых усилий завершено в самом себе.
← Эстетики автономности | Принцип подражания природе → |
---|