Автор: Елена Сливко | Категория: Культура
Новым и программным было выделение прекрасного и художественного из функциональной связи полезного и внешне целесообразного. Завершенность предмета в самом себе, а тем самым и совершенство произведения искусства Мориц понимает как его внутреннюю целесообразность. По существу, внутренняя целесообразность Морица смыкается с кантовской целесообразностью без цели.
Последнее обстоятельство указывает на те необычайные трудности, с которыми сталкивается эта теория из-за своей как бы противоположной концептуальной направленности. Отказ от критерия наслаждения искусством реципиентом, от удовольствия, которое возбуждает произведение, не является безусловным индикатором действительного достижения цели этим произведением. Ориентация на художественное произведение означает, согласно Гегелю, обращение к самой вещи, требующее также и выделения объективности ее значения, истинности ее высказывания. Очевидно, что без воспринимающего субъекта такое эстетическое образование, как художественное произведение, хотя и существует, но не способно реализовать свои собственные познавательные и коммуникативные задачи. Последнее отчетливо понимал и подчеркивал Гегель.
Казалось, разрыв с эстетикой воздействия был радикальным. Однако это не совсем так.
← Автономность художественного произведения | Поэтика и эстетика искусства → |
---|