В категории «культура» Вы можете прочитать интересные материалы о современной культуре и живописи. Мы постарались описать как можно подробнее о современной культуре общества нашего мира. Если Вам интересна тема культурологии человечества то данная категория создана именно для Вас.
Основополагающее значение для понимания сущности и специфики того миросозерцания, которое отложилось на всех ступенях семантики и поэтики фольклорного искусства, имеет такая, еще недостаточно освоенная методологией гуманитарных наук, категория марксистской философии человека, общества, культуры, как естественные отношения.
Социальной почвой естественных отношений, а следовательно, и самого фольклора является прежде всего общинный быт во всех его исторических и этнических модификациях: архаическая община эпохи дикости и варварства, крестьянская община деревни и села, ремесленная община посада и города.
Во второй половине XIX в. была по-настоящему осмыслена композиторами и фольклористами многоголосная природа русской крестьянской песни. Не просто дался музыкантам-профессионалам крестьянский фольклор Венгрии; стоит в этой связи вспомнить об эволюции ее композиторской музыки от Листа к Бартоку.
Каждый этап в истории культуры предполагает свое понимание фольклорных явлений, по-разному неадекватное фольклорной реальности данного времени. Каждое новое поколение художников вырабатывает свое представление о фольклоре, не говоря уже о том, что при этом оно нередко создает и исповедует свой собственный фольклор.
Как долго нам предстоит довольствоваться комбинированием методов других наук - смежных и не очень смежных - искусствознания, социологии, психологии и т. д.? Если быть до конца последовательным, в этом, собственно говоря, и кроется главная проблема становления фольклористики, своеобразно выступающая в размышлениях о комплексном методе исследования фольклора.
Но, в сущности, оба взгляда на фольклор односторонни и потому несправедливы. Должна существовать как минимум третья точка зрения, обобщающая и вбирающая в себя как эстетический, так и социологический опыт рассмотрения фольклора, третья позиция, с которой можно было бы достаточно объективно оценить его двойственную природу. Такую точку зрения естественнее всего искать в психологическом подходе, поскольку именно в нем учитываются механизмы восприятия.
В этом случае каждый из перечисленных подходов должен претерпеть определенную трансформацию. Искусствоведческий должен перерасти нормативную эстетику и академически-школьную теорию. Социологический подход - преодолеть рецидивы вульгарной прямолинейности, подняться на высоту социологии художественного творчества.
Психологический подход может быть результативным также только при учете специфики объекта и должен включать в себя психологию индивидуальной и коллективной памяти, психологию общения, психологию восприятия.
Ее успешное решение обеспечило бы фольклористам выход на новые широкие культурологические позиции. Но действует и обратная связь: выход на культурологические позиции - необходимое условие для того, чтобы осуществить искомый синтез подходов.
Не менее важным является определение методологического статуса фольклористики в целом по отношению к ее объекту - фольклорной культуре, а также осознание ее места в ансамбле как искусствоведческих, так и культурологических дисциплин. Вопросы эти приобретают сегодня тем большую актуальность, что с их решением так или иначе связано выявление прогностического потенциала фольклористики, определение реальных возможностей и границ ее вмешательства в жизнь фольклорной культуры.
Но в большинстве случаев на смену описаниям рано или поздно приходит построение теоретических концепций, и научная дисциплина испытывает потребность перейти из занимаемого ею положения графии на положение логии (этнография - этнология), с тем чтобы в конце концов приобрести статус -ведения (народоведение).
Подобный путь проделывают как отдельные естественные, так и гуманитарные науки, исследующие человека и общество, язык или культуру (экспериментальная фонетика, к примеру, или экспериментальная психология). В этом, в частности, можно видеть одно из проявлений всеобщего закона движения познания от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
Экспериментальный момент всегда и изначально присущ фольклористической мысли. В качестве существенного компонента он свойствен любому, в том числе и первоначальному, вхождению в фольклорную среду, но целенаправленным и последовательным исследовательским методом он становится после того, как непосредственное наблюдение уже подвергнуто логическому анализу.
Наблюдения первых музыкальных этнографов, к примеру, заставших во многих случаях еще полнокровно функционирующие устные культуры, связаны были с довольно легко погашаемыми возмущениями фольклорной среды. Мыслительные операции над нотными моделями, аналитическое препарирование записанных текстов, как правило, вообще не затрагивали реального бытования народной песни.
Выбор, перед необходимостью которого поставлены фольклористы, жесток: либо еще сегодня выступить в качестве терапевтов или санитарных врачей, с тем чтобы продлить, насколько возможно, существование объекта своих наблюдений, либо уже завтра удовольствоваться ролью патологоанатомов (профессия, кстати сказать, также вполне уважаемая).