Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Интересные статьи

Привилегия детства

Привилегия детства
В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Универсальность человека и универсальность искусства

Универсальность человека и универсальность искусства
И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Универсальность культуры

Универсальность культуры
Когда ухожу в прошлое время, настоящее как бы сжимается, уплощается.…

Мир мечты

Мир мечты
Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Путешествие за бабочкой

Путешествие за бабочкой
Художник как бы проектирует на свой мир все возможные миры.…
Культура

В категории «культура» Вы можете прочитать интересные материалы о современной культуре и живописи. Мы постарались описать как можно подробнее о современной культуре общества нашего мира. Если Вам интересна тема культурологии человечества то данная категория создана именно для Вас.

Основополагающее значение понимания сущности

Основополагающее значение для понимания сущности и специфики того миросозерцания, которое отложилось на всех ступенях семантики и поэтики фольклорного искусства, имеет такая, еще недостаточно освоенная методологией гуманитарных наук, категория марксистской философии человека, общества, культуры, как естественные отношения.

 
 

Община и фольклор

Социальной почвой естественных отношений, а следовательно, и самого фольклора является прежде всего общинный быт во всех его исторических и этнических модификациях: архаическая община эпохи дикости и варварства, крестьянская община деревни и села, ремесленная община посада и города.

 
 

Композиторские стили

Во второй половине XIX в. была по-настоящему осмыслена композиторами и фольклористами многоголосная природа русской крестьянской песни. Не просто дался музыкантам-профессионалам крестьянский фольклор Венгрии; стоит в этой связи вспомнить об эволюции ее композиторской музыки от Листа к Бартоку.

 
 

Специфика фольклора

Каждый этап в истории культуры предполагает свое понимание фольклорных явлений, по-разному неадекватное фольклорной реальности данного времени. Каждое новое поколение художников вырабатывает свое представление о фольклоре, не говоря уже о том, что при этом оно нередко создает и исповедует свой собственный фольклор.

 
 

Художественный быт

Как долго нам предстоит довольствоваться комбинированием методов других наук - смежных и не очень смежных - искусствознания, социологии, психологии и т. д.? Если быть до конца последовательным, в этом, собственно говоря, и кроется главная проблема становления фольклористики, своеобразно выступающая в размышлениях о комплексном методе исследования фольклора.

 
 

Психологический подход

Но, в сущности, оба взгляда на фольклор односторонни и потому несправедливы. Должна существовать как минимум третья точка зрения, обобщающая и вбирающая в себя как эстетический, так и социологический опыт рассмотрения фольклора, третья позиция, с которой можно было бы достаточно объективно оценить его двойственную природу. Такую точку зрения естественнее всего искать в психологическом подходе, поскольку именно в нем учитываются механизмы восприятия.

 
 

Общесоциологический подход

В этом случае каждый из перечисленных подходов должен претерпеть определенную трансформацию. Искусствоведческий должен перерасти нормативную эстетику и академически-школьную теорию. Социологический подход - преодолеть рецидивы вульгарной прямолинейности, подняться на высоту социологии художественного творчества.

 
 

Правильное соотнесение частичных знаний

Психологический подход может быть результативным также только при учете специфики объекта и должен включать в себя психологию индивидуальной и коллективной памяти, психологию общения, психологию восприятия.

 
 

Проблема методологического конструирования фольклористики

Ее успешное решение обеспечило бы фольклористам выход на новые широкие культурологические позиции. Но действует и обратная связь: выход на культурологические позиции - необходимое условие для того, чтобы осуществить искомый синтез подходов.

 
 

Описание, анализ, эксперимент

Не менее важным является определение методологического статуса фольклористики в целом по отношению к ее объекту - фольклорной культуре, а также осознание ее места в ансамбле как искусствоведческих, так и культурологических дисциплин. Вопросы эти приобретают сегодня тем большую актуальность, что с их решением так или иначе связано выявление прогностического потенциала фольклористики, определение реальных возможностей и границ ее вмешательства в жизнь фольклорной культуры.

 
 

Построение теоретических концепций

Но в большинстве случаев на смену описаниям рано или поздно приходит построение теоретических концепций, и научная дисциплина испытывает потребность перейти из занимаемого ею положения графии на положение логии (этнография - этнология), с тем чтобы в конце концов приобрести статус -ведения (народоведение).

 
 

Разграничение этапов

Подобный путь проделывают как отдельные естественные, так и гуманитарные науки, исследующие человека и общество, язык или культуру (экспериментальная фонетика, к примеру, или экспериментальная психология). В этом, в частности, можно видеть одно из проявлений всеобщего закона движения познания от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

 
 

Суть эксперимента в фольклористике

Экспериментальный момент всегда и изначально присущ фольклористической мысли. В качестве существенного компонента он свойствен любому, в том числе и первоначальному, вхождению в фольклорную среду, но целенаправленным и последовательным исследовательским методом он становится после того, как непосредственное наблюдение уже подвергнуто логическому анализу.

 
 

Мыслительные операции

Наблюдения первых музыкальных этнографов, к примеру, заставших во многих случаях еще полнокровно функционирующие устные культуры, связаны были с довольно легко погашаемыми возмущениями фольклорной среды. Мыслительные операции над нотными моделями, аналитическое препарирование записанных текстов, как правило, вообще не затрагивали реального бытования народной песни.

 
 

Слепой эксперимент судьбы

Выбор, перед необходимостью которого поставлены фольклористы, жесток: либо еще сегодня выступить в качестве терапевтов или санитарных врачей, с тем чтобы продлить, насколько возможно, существование объекта своих наблюдений, либо уже завтра удовольствоваться ролью патологоанатомов (профессия, кстати сказать, также вполне уважаемая).

 
 

Случайные статьи

Американские индейцы

Надо полагать, подобная неразличимость средства познания и объекта…

Совпадение композиции мифов и сказок

Символический схематизм фольклорных образов и сюжетов обнаруживается…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…