Автор: Елена Сливко | Категория: Культура
Понятно поэтому, что Мориц, например, выбирает в качестве исходного пункта своего нового концептуального определения эстетики полемику с одним из важнейших принципов эстетики Просвещения - принципом наслаждения как основной задачи и конечной цели любого рода литературы и искусства.
Наслаждение, восхищение, как бы ни назывались еще эти понятия, были издавна главной задачей эстетики искусства, ориентированной на стратегию воздействия. Поэтика и эстетика искусства от Аристотеля до Лессинга стояли под знаком воздействия искусства на реципиента и тем самым под знаком наслаждения для реципиента. Поскольку к тому же искусство рассматривалось инструментально и за ним не признавалось собственной ценности, то само собой подразумевалось, что за редким исключением имели в виду не чистое, бескорыстное наслаждение, а лишь привязанное к prodesse Горация, т. е. к той воспитательной пользе, которую имеют мораль или религия как факторы воздействия на поведение. Мориц подвергает критике (как вслед за ним и Ф. Шлегель, Шеллинг и Гегель) принцип наслаждения в качестве конечной цели изящных искусств, поскольку он является слишком шатким критерием, не дающим возможности, например, различить только полезное от прекрасного, поскольку каждый из них означает наслаждение.
← Ориентация на художественное произведение | Отход от риторики → |
---|