Автор: Марина Мерц | Категория: Культура
Эта иллюзия как необходимое условие творчества получает очевидное подтверждение в лозунге свободы художника и искусства. Согласно этой теории автономности, лишь когда искусство строится и объявляет себя самодостаточным собственным миром, оно может избегать превращения в товар и разрушающего действия рыночных законов, соответствуя своему собственному, т. е. эстетическому предназначению.
Эта точка зрения подразумевает, что искусство отказывается от каких-либо внеэстетических целеустановок, которые рассматриваются как чуждые его характеру и сущности. Эстетический внутренний мир чистого искусства уже не нуждается в опоре на действительность, поскольку оно держится само собой (Флобер), опираясь лишь на силу и мощь стиля. Художественный и действительный мир взаимно отрицают друг друга, по крайней мере в эстетической теории.
Даже если чистая поэзия чаще всего зашифровывает свои поэтические задачи в абсолютной метафоре или даже иероглифе, в своих лучших произведениях она обнаруживает в высшей степени гуманистические устремления - утверждаться как искусство вопреки отчуждающему капиталистическому миру.
← Эстетический гедонизм | Абсолютизация эстетического собственного мира искусства → |
---|