Автор: Ирина Барышникова | Категория: Культура
Имея в виду это постоянное, предельно напряженное стяжение и сжатие настоящего с прошлым, разрешающееся - как творческий принцип фольклорного искусства - в самой структуре его как бы вневременных смыслообразов, можно согласиться со следующим утверждением: Этнография, включая в нее и народное искусство и фольклор, донесла до нас мировоззрение не какой-то определенной эпохи, а как бы в спрессованном виде всю сумму напластований за всю жизнь человечества.
Итак, эпизация имманентна самой природе фольклорного видения и изображения мира точно так же, как имманентно ей абсолютное прошлое. Она становится всеобщим принципом формообразования традиционного народного искусства - выступает как конструктивный фактор самого способа построения фольклорного смыслообраза. И право же, тут не так уж важна его тематическая, жанровая и даже видовая принадлежность. Эпическая архаичность вездесуща и неизбывна; она - в самой форме видения и переживания не только прошлого, но и настоящего, - все преломляется сквозь магический кристалл предания. В результате настоящее заговаривает языком предания и традиции, замыкаясь в эпическом мире готовых и непререкаемо общезначимых смыслов и ценностей, символов и канонов, сюжетов и мотивов.
← Эпическая архаичность | Восприятия и изображения действительности → |
---|