Автор: Екатерина Храмова | Категория: Культура
В одних случаях, когда искусство, подобно жизни, вовлекает нас в разные события, коллизии, конфликты, а через них в отношения к ним, заставляя, как и в жизни, пропустить их сквозь свое Я; в других - минуя этот первый пункт на пути жизненного воздействия и сразу выводя на уровень отношений, заставляя опять-таки их прочувствовать, осмыслить и так далее.
Здесь отчетливо вырисовывается главная особенность интегральной социальной функции искусства: оно воздействует на нас, подобно самой жизни. Следуя же за ней, оно, чтобы добиться успеха, должно соединить воедино разные линии влияния на личность. Потому-то ему и нужно множество способностей: от познавательной до гедонистической, от оценочной до компенсаторской, от просветительской до эвристической. Культурологический подход позволяет высветлить специфику каждой из этих способностей искусства и его синтетический характер. В этом фокусе отчетливо выявляется и природа художественности как особой, основанной на всех возможностях искусства интегральной способности к такому воспроизведению реалий и к такому построению своих произведений, которые позволяют им органично вводить нас в культурные срезы жизни и, подобно ей, эффективно воздействовать на наши отношения к действительности, на культуру наших чувствований, мышления и поведения. Художественное же бессилие атрофирует искусство как феномен культуры.
← Стремление к личностному срезу | Культурологический подход → |
---|