Автор: Иван Малышев | Категория: Культура
Так же и в продуктах духовного производства: к культуре относится не какая-либо их часть и не вся их духовно-содержательная плоть (исключение составляют, пожалуй, лишь произведения искусства), а только воплощенный в них человек в совокупности его личностных отношений, способностей и потребностей.
Культура существует и в виде устойчивых способов, средств выражения личностного начала во всех видах и сферах человеческой деятельности, где только проявляется общественно-производящая природа труда. Связь культуры с деятельностью, - справедливо, на наш взгляд, подчеркивает В. М. Межуев, - становится понятной тогда, когда деятельность раскрывается как условие производства не только вещей и идей, но и человека в качестве ее общественного субъекта, в данном случае в качестве личности, следовало бы уточнить.
В свете этих положений становится понятным, почему культуру нельзя представить как предметно или духовно очерченную область. Понятно и почему один и тот же объект (и человек, и его деятельность, и ее средства, и т. д. и т. п.) должно рассматривать в разных аспектах, одним из которых является аспект культуры.
Проверим эти положения и на другом пути выявления границ культуры, который был предложен М. С. Каганом.
← Анализ процессов опредмечивания человека в создаваемом им предметном мире | Противопоставление общественного и природного способов существования вещей → |
---|