Автор: Иван Малышев | Категория: Культура
Нам представляется убедительным противопоставление абстрактного общественного содержания труда (условно - абстрактного труда), воплощаемого в меновой стоимости товара, всеобщему общественному содержанию труда (условно - всеобщему труду); последний и становится объективным основанием культуры.
Весьма важным для его понимания является следующий вывод автора: В отличие от абстрактного труда во всеобщем труде общественное содержание не противостоит его конкретному содержанию, а находится с ним в единстве. В продукте всеобщего труда всегда отчетливо проступает лицо создавшего его человека. Он, следовательно, создает общественную связь не в абстрактной, а в личностной форме, в виде отношения между конкретными людьми. Поэтому продуктом всеобщего труда является вещь, обладающая уникальной и в то же время всеобщей ценностью, представляющая общий интерес вследствие своей особенности, неповторимости.
Отвергая представления о всеобщем труде как о труде только духовном, В. М. Межуев имеет веские основания утверждать, что всеобщность труда - это свойство не материального или духовного, а общественного труда, его общественно-производящей природы, которая может по-разному проявляться в сфере материального и духовного производства.
← Противопоставление общественного и природного способов существования вещей | Эффективное методологическое орудие → |
---|